Хроника общественной деятельности Национальной ассоциации учреждений и учебных заведений искусств

 

 

 

1996 г.:

~ Московская Лига социальной защиты детского художественного творчества, Детская школа искусств имени М.А.Балакирева и Центральная средняя специальная музыкальная школа при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского выступают в роли соучредителей межрегионального общественного объединения - Национальной ассоциации учреждений и учебных заведений искусств (НАИ), которая получила государственную регистрацию 4.03.1996 г. Основные цели и задачи, которые призвана осуществлять НАИ, содержатся в ее уставе, размещенном на данном сайте.

~ В течение года в состав Ассоциации вошли более 200 юридических лиц, действующих в различных регионах Российской Федерации: детские школы искусств, ряд органов управления культурой, учебно-методические кабинеты и центры по художественному образованию и др.

~ Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений искусств выступает инициатором и организует проведение в Москве межрегионального научно-практического семинара, целью которого является разъяснение и обсуждение острейших проблем состояния и перспектив развития системы творческого образования в новой России. К роли основных источников информации “из первых рук” привлекаются главные специалисты федеральных министерств культуры и образования, научно-исследовательских институтов и научно-образовательных центров, Российской академии образования, Госкомимущества, Центрального комитета Российского профессионального союза работников культуры, некоторых ведущих учебных заведений искусств г. Москвы. В семинаре принимают участие руководители управлений культуры, научно-методических центров и учебных заведений культуры из 30 российских регионов.

~ Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений искусств совместно с Международной академией информатизации и Детской школой искусств имени М.А.Балакирева проводит в Москве научно-практическую конференцию на тему “Проблемы реформирования образования в сфере культуры и искусства”. Тезисы и решение конференции изданы и распространены отдельной иллюстрированной брошюрой.

1997 г.:

~ Благодаря помощи и поддержке, оказанной Национальной ассоциацией учреждений и учебных заведений искусств, московская Школа искусств имени М.А.Балакирева включена и начинает участвовать в процедуре первой, экспериментальной аттестации и аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей, проводимую на территории страны Министерством общего и профессионального образования России. Цель акции – оказать активное воздействие на выработку, формирование и утверждение такого порядка и условий проведения предстоящей массовой аттестации детских школ искусств, таких параметров и критериев оценки их деятельности, которые были бы приемлемы для детских школ искусств работающих в различных регионах РФ.

1998 г.:

~ Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений искусств (НАИ) и Международная академия информатизации (МАИ) организует и проводит в Москве представительную межрегиональную научно-практическую конференцию по проблемам развития и реформирования российской системы детского образования в сфере искусства и культуры. Подготовлен и издан сборник материалов и решений конференции.

~ Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений искусств совместно с Детской школой искусств имени М.А.Балакирева разрабатывает предложения, материалы для обсуждения, участвует в работе “круглых столов”, семинаров, конференций, оказывает иную научно-практическую помощь Министерству образования РФ в процессе проведения первой общероссийской экспериментальной государственной аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей (1997-98 гг.). Все эти действия помогают коллегии Министерства образования РФ осознать неприемлемость предложенных их чиновниками порядка, условий, критериев и параметров проведения грядущей массовой государственной аттестации и оценки деятельности школ искусств, а Балакиревской школе – первой среди школ искусств России получить свидетельство о государственной аттестации.

~ Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений искусств обосновывает, подготавливает и добивается принятия специального постановления Правительства г. Москвы о введении и порядке регулирования размеров дополнительной оплаты той работы, выполняемой преподавателями детских школ искусств, которая не входит в их должностные обязанности.

1999 г.:

~ Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений искусств организует поиск материалов и подготовку к печати и выпуску в свет уникального учебно-справочного пособия “Детская школа искусств: нормативные документы, учебные планы, образовательные программы”. В нем опубликовано 165 самостоятельных текстов. Общий объем пособия составляет 85 печатных листов. Книга явилась своевременным изданием, которое, с одной стороны, в значительной степени подытоживает ценный многолетний опыт развития и фиксирует высокий уровень качества образования, достигнутый отечественной государственной сетью детских художественно-образовательных школ, с другой стороны – оказывает необходимую помощь всем школам искусств России, обязанным впервые пройти процедуру массовой государственной аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей, а с третьей стороны, благодаря включению в сборник “Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации”, привлекает внимание многих руководителей школ искусств к более пристальному изучению и продвижению этой стороны работы своих учреждений. Пособие вызывает большой интерес у специалистов органов управления, руководителей школ искусств. Весь тираж книги разошелся по регионам Российской Федерации.

2000 г.:

~ Организуется и проведится конференция региональных представителей НАИ по системным и организационным проблемам детского образования в сфере художественной культуры и искусства. В работе конференции, по приглашению правления НАИ, принимают участие ведущие специалисты Министерства культуры РФ, органов управления культурой Москвы и Московской области, а также ДШИ им. М.А.Балакирева. В решениях, принятых участниками конференции, в частности, впервые дается совместно выработанное определение реального особого статуса детской школы искусств, как образовательного учреждения ранней профессиональной ориентации детей в области искусства и художественной культуры.

2001 г.:

~ Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений искусств наталкивается на нежелание сотрудничества (по всем предложенным серьезным и крайне необходимым для системы проектам) со стороны новых госчиновников Минкультуры и его НМЦ по художественному образованию, однако, несмотря на их противодействие, осуществляет тесное сотрудничество с Комитетами по культуре и образованию Государственной думы РФ в вопросах, связанных с совершенствованием законодательной базы в области детского художественного образования. Большинство поправок (свыше 20), предназначенных для внесения в действующий Закон об образовании и в проект Закона о дополнительном образовании, разработанных и представленных по поручению правления НАИ, одобрены Думой. К сожалению, однако, на упомянутые законопроекты накладывает вето Президент России В.В.Путин.

2002 г.:

~ Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений искусств совместно с Заочным народным университетом искусств принимает участие в подготовке и проведении 3 межрегиональных научно-практических семинаров (46 слушателей), организованных для руководителей управлений культуры, школ искусств и музыкальных педагогов по проблемам применения информационных технологий в детском художественном образовании на основе опыта, накопленного ведущими преподавателями отдела компьютерной музыки ДШИ им. М.А.Балакирева. Новые авторские методики и образовательные программы, приобретенные слушателями, получают их высокую оценку.

~ В Москве успешно реализуется Первый независимый всероссийский конкурс проектов и новых технологий в художественном образовании “Балакиревский проект”, учрежденный и проведенный НАИ и Балакиревской школой искусств. Конкурс выявил интересных педагогов искусства, а также Школы и Гимназии искусств, ведущие инновационную деятельность.

2003 г.:

~ Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений искусств совместно с Заочным народным университетом искусств принимает участие в подготовке и проведении 2 межрегиональных научно-практических семинаров (32 слушателя), организованных для педагогов музыки, руководителей школ искусств и управлений культуры по проблемам состояния и перспектив развития системы творческого образования, а также применения информационных технологий в детском художественном образовании.

~ Представитель НАИ выступает на международной научно-практической конференции “Современный учитель и музыкальное искусство на рубеже XXI века: проблемы, поиски, перспективы” с докладом об эксперименте, проводимом в столичной ДШИ им. М.А.Балакирева на отделе компьютерной музыки. Конференция организована и проведена Московским государственным областным педагогическим институтом. Доклад опубликован в сборнике материалов конференции.

~ ДШИ им. М.А.Балакирева совместно с НАИ подготавливает к печати и издает сборник “Балакиревский проект. Творческие итоги и перспективы независимого всероссийского Конкурса проектов и новых технологий в художественном образовании”.

~ По инициативе НАИ и Министерства культуры Московской области проведены международный мастер-класс и творческая встреча педагогов-музыкантов столичного региона с вице-президентом Американского колледжа музыки профессором Дж. Кригер.

2004 г.:

~ Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений искусств совместно с Заочным народным университетом искусств принимает участие в подготовке и проведении межрегионального научно-практического семинара (12 слушателей), организованного для педагогов музыки, руководителей школ искусств и управлений культуры по проблемам состояния и перспектив развития системы творческого образования, а также применения информационных технологий в детском художественном образовании информационных технологий в детском художественном образовании.




~ Исполнительный директор НАИ выступает с научно-практическим сообщением о творческих и образовательных возможностях новых учебных программ на межрегиональной научно-практической конференции городов Центра и Северо-Запада России “Культуросообразная модель образования”. Конференция состоялась в Великом Новгороде. Сообщение привлекло внимание ряда директоров и преподавателей новгородских и других школ искусств. Члены НАИ приняли участие в дискуссии и выработке решений данной конференции, связанных с проблемами переопределения статуса, а также оказания существенной государственно-муниципальной и социальной поддержки детским школам искусств.

~ Представитель НАИ выступает с докладом на дискуссионном “круглом столе”, организованном Международной академией информатизации и посвященном проблемам и перспективам развития музыкального инструментария и образования в XXI веке. Доклад опубликован в сборнике материалов МАИ.

~ Уполномоченный представитель Национальной ассоциации учреждений и учебных заведений искусств принимает участие в организации и проведении нового межрегионального проекта – Приветственного концерта Волгоградского отделения НАИ с участием московской ДШИ им. М.А.Балакирева, посвященного старту Московского открытого конкурса новых проектов, исследований и технологий “Перспективы развития детских школ искусств как основного звена общего художественного образования в Российской Федерации” (“Балакиревский проект - 2004”).

~ Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений искусств совместно с Комитетом по культуре г. Москвы и Детской школой искусств имени М.А.Балакирева организует и проводит Московский открытый конкурс новых проектов, исследований и технологий “Перспективы развития детских школ искусств как основного звена общего художественного образования в Российской Федерации” (“Балакиревский проект - 2004”).

2005 г.:

~ НАИ совместно с ДШИ им. М.А.Балакирева подготавливает к печати и издает сборник “Московский открытый конкурс новых проектов, исследований и технологий “Перспективы развития детских школ искусств как основного звена общего художественного образования в Российской Федерации” (“Балакиревский проект - 2004”).

~ НАИ совместно с ДШИ им. М.А.Балакирева принимает участие в подготовке и проведении четырех межрегиональных научно-практических семинаров по проблемам состояния и перспектив развития системы творческого образования, а также применения информационных технологий в детском художественном образовании для педагогов детских музыкальных школ из различных регионов России.

~ ДШИ им. М.А.Балакирева совместно с Национальной ассоциацией учреждений и учебных заведений искусств, лауреатами и членами жюри конкурса “Балакиревский проект – 2004”, другими общественными организациями и деятелями искусств и художественного образования принимает участие в подготовке и проведении Учредительного Совещания, на котором по предложению ДШИ им. М.А.Балакирева создается Балакиревское общественное движение за творческие права детей.

~ В первой декаде июня 2005 года в Москве с участием и в помещении члена НАИ - ДШИ им. М.А.Балакирева проводится первая Ассамблея общественного движения за творческие права детей. Ее организаторы: Балакиревское общественное движение за творческие права детей, общественное движение “Одаренные дети – будущее России”, Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений искусств. В Ассамблее принимают участие представители образовательных учреждений художественного образования детей из многих регионов России и органов федеральной власти. Приняты решения добиваться изменения статуса детских школ искусств и принятия комплекса мер их поддержки на государственно-муниципальном уровне.

~ НАИ заключает договор о сотрудничестве с Российским профсоюзом работников культуры (РКПК).

~ Представители НАИ по приглашению ЦК РКПК (!) участвуют, в качестве нежеланных и нежданных “гостей”, в работе Саратовской конференции, организованной Федеральным агентством по культуре и кинематографии и федеральным Научно-методическим центром по художественному образованию, и посвященной перспективам модернизации детского художественного образования. Участие НАИ оказалось малопродуктивным ввиду почти полной обструкции, учиненной ее представителям со стороны организаторов – госчиновников.

2006 г. :

~ НАИ принимает участие в подготовке и проведении четырех межрегиональных научно-практических семинаров по проблемам состояния и перспектив развития системы творческого образования, а также развития детской компьютерной и экспериментальной музыки для педагогов детских музыкальных школ из различных регионов России.

~ В июне 2006 года в Москве с участием и в помещении ДШИ им. М.А.Балакирева проводится вторая Ассамблея общественного движения за творческие права детей. Ее организаторы: Балакиревское общественное движение за творческие права детей, общественное движение “Одаренные дети – будущее России”, Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений искусств. В Ассамблее приняли участие представители образовательных учреждений художественного образования детей из многих регионов России и органов федеральной власти. Приняты решения, определяющие дальнейшие действия уполномоченных членов Комитета Ассамблеи.

~ В рамках Московского открытого фестиваля, посвященного 170-летию со дня рождения М.А.Балакирева, ДШИ им. М.А.Балакирева и Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений искусств как инициаторы и организаторы этой акции совместно с Комитетом по культуре г. Москвы подготавливают и проводят Московский открытый конкурс новых проектов, исследований и технологий “Перспективы развития детских школ искусств как основного звена общего художественного образования в Российской Федерации” (“Балакиревский проект - 2006”), Третьи Балакиревские научные чтения, Четвертый творческий конкурс “Исламей” и концерты на лучших сценических площадках столицы.

2007 г. :

~ НАИ принимает участие в подготовке и проведении более 40 межрегиональных научно-практических семинаров по проблемам состояния и перспектив развития системы творческого образования, а также развития детской компьютерной и экспериментальной музыки для педагогов детских школ искусств из различных регионов России.

 

~ Исполнительный директор НАИ принимает участие в межрегиональной научно-практической конференции городов Центра и Северо-Запада России, посвященной проблемам дальнейшего развития художественному образованию. Конференция состоялась в Великом Новгороде.

 

~ В июне 2007 года в Москве проводится Общественно-государственный Конгресс “ДАР: Дети – Артшкола – Развитие”. Основная тема Конгресса: “О реализации принципов государственной политики в области творческого художественного образования детей”. Тема выстрадана годами искусственного отторжения гражданского общества и его структур от государственной политики в области образования, - той политики, которая, между тем, призвана обеспечивать интересы именно гражданского общества и именно человека-гражданина.

Конгресс обсудил целый массив серьезных, критически важных для детей и их будущего проблем, образовавшихся в результате безответственной системы управления творческим художественным образованием детей.

Основным инициатором созыва Конгресса “ДАР: Дети – Артшкола – Развитие” выступила Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений искусств. Инициативу поддержало Балакиревское общественное движение за творческие права детей, которое в 2005 и 2006 гг. организовало и провело две Ассамблеи общественного движения за творческие права детей.

В работе Конгресса участвуют представители образовательных учреждений художественного образования детей из 28 регионов РФ, Российского профсоюза работников культуры и ряда органов федеральной власти (в частности, ГД РФ, МК и МК РФ). Приняты важные решения о направлениях предстоящей работы. Избраны новый состав Правления и исполнительный директор НАИ – почетный работник общего образования Э.Р.Дарчинянц.

 

~ В июне, по завершении работы Конгресса “ДАР”, НАИ направляет в адрес Министра культуры и массовых коммуникаций А.С.Соколова и руководителя ФАКК М.Е.Швыдкого обращения с рядом важных предложений (в т.ч. – об организации сотрудничества), а в октябре – новые обращения с расширенным пакетом предложений. За сим, вплоть до конца декабря 2007 г., последовали неоднократные настойчивые устные обращения в Минкультуры РФ (в т.ч. – к помощнику Министра), - но бесполезно: не последовало ни официальных ответов ни на одно предложение, ни обещанной беседы с Министром.

 

~ В ноябре целый ряд представителей НАИ принимает участие в авторитетной и весьма интересной Всероссийской научно-практической конференции “Педагогика XXI века: проблемы и перспективы художественного образования” (г. Тверь, 21-22.11. 2007 г.). Заслушан и опубликован доклад НАИ “Проект системного подхода к формированию и проведению федеральной политики в области творческого образования детей под эгидой Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации”. Характерно, что и МКиМК РФ, и ФАКК, несмотря на заблаговременно разосланные приглашения и публикации в прессе, конференцию просто игнорируют.

 




~ В декабре свыше 10000 работников Школ искусств и других учреждений культуры из большинства регионов России подписывают проект Обращения к высшим руководителям страны, подготовленный НАИ и опубликованный в прессе. Обращение указывает на необходимость и реальные пути решения десятков острых проблем, - тех проблем, которые тормозят развитие тысяч детских школ искусств, в труднейших условиях беззаветно работающих на территории Российской Федерации во благо ее прекрасного будущего.

2008 г. :

 

 

 

~ 8-9 января организованы и проведены заседание Струнной смычковой научно-методической секции НАИ и семинары, мастер-классы под руководством известного педагога-мастера и методиста, автора инновационных педагогических технологий С.О.Мильтоняна по проблемам развивающего образования и воспитания юного музыканта-скрипача.

~ В январе и феврале высшим руководителям страны и в государственные органы власти направляется подготовленное НАИ Обращение, которое к этому времени подписали свыше 11000 работников Школ искусств и других учреждений культуры из большинства регионов России. Кроме того, направлены письма в адрес руководства юридическими службами Минкультуры РФ и Роскультуры с предложением разъяснить чиновникам и клеркам этих учреждений необходимость соблюдения российского законодательства в части выполнения своих должностных обязанностей и прекращения бойкота прав общественных объединений. Лишь после этих шагов директоры соответствующих департаментов Минкультуры РФ и Роскультуры, спустя 8 месяцев после обращений к ним со стороны НАИ, отзываются на наши предложения. Впрочем, их ответы подтверждают давно очевидную и опасную истину: обе организации в их нынешнем состоянии демонстрируют свою полную беспомощность, растерянность и отнюдь не являются органами управления дополнительным художественным образованием детей, какими они себя публично и повсеместно позиционировали все предыдущие годы.

Единственно дельный ответ НАИ получила из Минобрнауки РФ.

 

~ В марте НАИ направляет В.В.Путину и Д.А.Медведеву Предложения о реорганизации Правительства Российской Федерации, которые касаются проблем восстановления дееспособности структур управления культурой и художественным образованием на федеральном уровне.

 

~ 6-8 июня НАИ совместно с ЦК Российского профсоюза работников культуры организует и проводит Восьмую Общероссийскую конференцию “Школы искусств и благосостояние нации”, посвященную анализу и перспективам развития инновационных проектов в детском художественном образовании. В работе Конференции приняли участие ответственные представители 40 региональных сетей ДШИ, в том числе - Московских департаментов образования и культуры.

 

~ Сентябрь: выезд членов правления НАИ в Архангельскую область по приглашению областного совета директоров ДШИ и рабочие встречи членов правления НАИ Л.Н.Комаровой, П.М.Гущенкова, Н.А.Кузнецовой, Т.В.Молчановой с руководством областной отрасли культуры и школ искусств.

 

~ В сентябре-октябре НАИ вновь направляет министрам культуры и образования РФ Предложения о сотрудничестве, в т.ч. – по вопросам, связанным с введением новой Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы и началом работы по Плану ее реализации. Результат – нулевой: ответов вообще не последовало.

 

~ 17 октября: совещание правления НАИ по вопросам, связанным с реализацией новой Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в РФ.

 

~ 20-23 октября: участие и выступление члена правления НАИ Л.Н.Комаровой во Всероссийской научно-практической конференции “Роль и место учреждений дополнительного образования детей в социально-экономическом развитии региона”, г. Ярославль.

 

~ 25 -30 ноября: участие и выступления членов правления НАИ Л.Н.Комаровой и Гущенкова П.М. в Республиканской (Коми) научно-практической конференции в г. Сыктывкаре “Опыт, проблемы и перспективы развития образовательных учреждений художественно-эстетического и гуманитарного профилей”.

 

~ В октябре-декабре организуется сбор информации и производится анализ большого числа специализированных изданий и отдельных публикаций, посвященных новым перспективным направлениям в деятельности учреждений дополнительного образования детей во всех регионах Российской Федерации.

 

~ 11 декабря: участие члена правления НАИ Л.Н.Комаровой в интерактивной конференции “Москва - Ханты-Мансийск”.

 

~ 23 декабря: встреча директоров ДМШ и ДШИ г. Мурманска с членом правления НАИ Л.Н.Комаровой.

 

2009 г. :

 

~ В январе закончена, и в феврале-марте опубликована в СМИ фундаментальная статья исполнительного директора НАИ Э.Р.Дарчинянца “Как организовать инновационное развитие российской системы образования детей в сфере культуры и искусства”. Работа ставит главные вопросы стратегии развития и дает на них четкие ответы, основанные на широкой аргументации теоретического и практического плана..

 

~ В январе-феврале подготавливается и отсылается очередное обращение к министру культуры России А.А.Авдееву с новыми конкретными предложениями о начале делового сотрудничества. В марте приходит письмо из Минкультуры РФ с фактическим отказом от всех предыдущих и любых будущих предложений НАИ.

 

~ В январе-феврале НАИ проводит межрегиональные научно-практические семинары и курсы по проблематике развивающего обучения юных музыкантов и моделирования оптимальной организации деятельности школы искусств с участием музыкального психолога профессора В.Анисимова, известного методиста и музыкального педагога С.Мильтоняна, а также Л.Виноградова - крупного теоретика и практика в области музыкального воспитания детей.

 

~ В марте отсылаются новые обращения к Президенту, Руководителям Правительства и Госдумы РФ, а также к министру А.А.Авдееву с предложением помочь, наконец, переломить ситуацию бойкота такой представительной общественной организации, как Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений искусств, в интересах спасения и модернизации отечественной системы детско-юношеского творческого образования.

 

~ В марте полностью завершается процесс подготовки к изданию сборника трудов Восьмой Общероссийской конференции “Школы искусств и благосостояние нации”, проведенной НАИ в июне 2008 г. Ориентировочный срок выпуска сборника из печати – середина апреля 2009 г.

 

~ В феврале-марте активизируется работа, связанная с подготовкой и рассылкой по регионам приглашений к участию в Девятой Общероссийской конференции НАИ, которая будет проведена в Москве в июне 2009 г., и в четвертом Московском открытом конкурсе новых проектов и технологий в художественном образовании “Балакиревский проект – 2009”, финал которого состоится в декабре 2009 г. (один из учредителей конкурса – НАИ).

 

~ В апреле выпущен из печати и начал распространяться сборник трудов Восьмой Общероссийской конференции “Школы искусств и благосостояние нации”, проведенной НАИ в июне 2008 г. Материалы сборника размещены на сайте НАИ

 

~ В апреле начались прямые контакты руководства НАИ с ответственными представителями аппарата советника Президента РФ по культуре и образованию. В то же время работой одного из учредителей и активнейших участников НАИ – московской ДШИ им. М.А.Балакирева – заинтересовалась супруга Президента России С.В.Медведева, которая нанесла многочасовый визит в эту школу. Состоялось знакомство, заинтересованный разговор и важные переговоры между С.В.Медведевой и руководителем школы Л.Н.Комаровой по вопросам творческого художественного образования и духовно-нравственного развития нации В Администрацию Президента РФ был представлен огромный массив материалов, включающий в свой состав подготовленные и изданные НАИ книги, брошюры, программы, методические и научно-практические разработки, документы, деловая переписка, афиши и проч. Состоялись встречи и подробные беседы членов правления НАИ с ведущими сотрудниками аппарата Администрации Президента РФ. Обмен мнениями по проблемам ДШИ и отсутствия руководства системой детского художественного образования со стороны федерального центра оказался весьма полезным и поучительным для обеих сторон. В процессе общения была выработана та линия дальнейшей деятельности, которая затем стала осуществляться правлением НАИ.

 




~ 12 мая состоялся межрегиональный симпозиум, организованный НАИ, по вопросу “Концептуальное моделирование инновационного развития художественного образования в России”. В решении, принятом участниками симпозиума, обозначены проблемы системы художественного образования, определены ожидаемые результаты деятельности системы художественного образования, а также намечены пути и механизмы реализации инноваций в системе художественного образования.

 

~ 8-10 июня состоялась 9-ая Общероссийская Конференция НАИ на тему “Инновационное развитие художественного образования в интересах духовно-творческого преображения России”. В этой связи необходимо напомнить следующее.

Начиная с 1996 г., НАИ привлекала к исследованию правовой и образовательной ситуации в художественном образовании России (ХОР) ведущих специалистов, руководителей и юристов Министерств культуры, образования, труда, финансов, Роскомимущества, Российской академии образования, Института художественного образования РАО, Института управления образованием РАО, Международной педагогической академии, Института информатизации образования, Академии государственной службы при Президенте РФ, Российского профсоюза работников культуры, Международной академии информатизации при ООН, а также профессоров Академии художеств, Тверского университета, Петербуржской, Новосибирской, Нижегородской консерваторий, доцентов и ведущих преподавателей московского педагогического Университета, Пединститута, Института культуры и искусств, заочного народного Университета искусств и многих других учреждений и организаций, и с их участием почти ежегодно проводила межрегиональные и общероссийские научно-практические конференции, семинары, чтения, мастер-классы, посвященные поиску путей развития, реформирования и обновления художественного образования в кардинально изменившихся условиях.

В сотрудничестве с Московским Комитетом по культуре, городским методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры, со Школой искусств им. М.А.Балакирева были изданы объемистые и весьма актуальные в то время книги-пособия для преподавателей и руководителей системы ХОР, в которых было собрано множество материалов, относящихся к творческому образованию, культуре и стимулирующих инновационное развитие последних.

Одним из ведущих полигонов инновационного развития художественного образования в составе НАИ стала Детская школа искусств имени М.А.Балакирева г. Москвы сначала под руководством А.Н.Дарчинянц, а с 2000 г. – Л.Н.Комаровой.

В 2002 г. Ассоциация (в дальнейшем - совместно с Московским Комитетом по культуре) организовала общероссийский независимый Конкурс новых проектов, исследований и технологий “Инновационное развитие художественного образования в интересах духовно-творческого преображения России” ( } Балакиревский проект). Четыре проведения этого конкурса (в 2002, 2004, 2006, 2009 гг.) выявили десятки инноваторов, успешно работающих в разных регионах Российской Федерации, и реально способствовали распространению и адаптации их уникального опыта во многих других отечественных учреждениях творческого образования.

В 2008 году НАИ созвала 8-ую общероссийскую Конференцию, также посвященную инновационному развитию ХОР.

Изданы труды участников 8-ой Конференции, в которых содержится масса инновационных идей и практических рекомендаций.

В январе-феврале 2009 г. НАИ выдвинула и опубликовала Стратегические основы практической организации национальной системы инновационного развития художественного образования, а в мае провела симпозиум на тему “Концептуальное моделирование инновационного развития художественного образования в России”.

 

Решение Девятой общероссийской конференции

“Инновационное развитие художественного образования в интересах

духовно-творческого преображения России”

 

У современной России нет альтернативы инновационному пути развития, это касается практически всех сфер человеческой деятельности, в том числе – образования вообще, и художественного, в частности. Творческое обучение и воспитание является неотъемлемой, важнейшей составляющей духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Участники Конференции отмечают, что в регионах страны идет интенсивный и плодотворный экспериментальный поиск инновационных направлений развития и нового качества отечественного художественного образования. Между тем, организация и координация этой деятельности в государственном масштабе отсутствует. До сего дня нет реакции Министерств культуры и образования РФ на выдвинутую и опубликованную в начале 2009 года Национальной ассоциацией учреждений и учебных заведений искусств стратегию инновационного развития художественного образования в России. По мнению участников Конференции, этому мешает наличие ряда проблем, существующих в системе ХОР (художественного образования России), несформулированность, со стороны государства как критериев результативности этой системы, так и путей и механизмов реализации инноваций.

В этой связи участники Конференции выражают следующее понимание указанных обстоятельств.




  1. О проблемах системы художественного образования

  1. Наблюдается жесткий кризис системы управления художественным (эстетическим) образованием, который проявляется в рассогласованности понимания общих и специфических проблем, целей и задач, путей и способов их достижения между Министерствами культуры и образования, учебными заведениями профессионального и начального уровней художественного образования, а также внутри образовательных учреждений между взрослыми участниками образовательного процесса.
  2. Существует принципиальное непонимание многими ответственными исполнителями всех уровней современных задач ХОР, его места и функций в развитии личности и общества в целом, диагностических признаков (показателей) ожидаемых результатов, которые могут быть измерены компетентным специалистом системы художественного образования.
  3. Очевидна слабая организация научно-прикладного системного подхода в определении специфики и особенностей соотношения общего и профессионального эстетического, художественного образования.
  4. Отсутствуют новые, личностно-ориентированные государственные стандарты ХОР.
  5. Налицо правовая, экономическая и психологическая некомпетентность большинства кадров системы ХОР.

II. О результатах деятельности системы художественного образования

  1. Результатом деятельности массового начального уровня системы современного художественного образования необходимо считать ее выпускника, обладающего высокими духовно-нравственными качествами, желающего и умеющего продуктивно трудиться в сфере культуры, искусства и информационно-медийного творчества.
  2. Результатом деятельности всей трехуровневой системы современного художественного образования необходимо считать ее выпускника-транспрофессионала, ведущего проектный образ жизни, способного к организации сетевых полихудожественных профессиональных отношений, созданию команд с распределенными функциями и ответственностью, к непрерывному духовно-интеллектуальному саморазвитию, моделированию и реализации проектов творческого совершенствования себя и окружающего мира.
  1. Пути и механизмы реализации инноваций в системе художественного образования

  1. Внедрение в систему художественного образования принципов, методов и технологий проектного, полихудожественного, междисциплинарного, развивающего образования на основе личностно-ориентированного подхода и компьютерных средств обучения.
  2. Обеспечение достаточных и необходимых психолого-педагогических условий для комфортного саморазвития каждого субъекта художественного образования: ученика (студента) – родителя – преподавателя.
  3. Создание общественно-государственных структур управления художест-венным образованием, научно-методической поддержки инноваторов и специальных технологических мастерских инновационного образования.
  4. Построение системы гарантированного и полноценного финансирования начального художественного образования, а также внедрение системы целевого финансирования проектов, соответствующих современным целям художественного образования на основе открытых конкурсов федерального, регионального и местного значения (грантов) и сформированного резервного фонда стимулирующего финансирования.
  5. Создание информационного банка инновационных направлений, методик и проектов в художественном образовании.
  6. Наладка оперативного обмена информацией между субъектами системы художественного образования.
  7. Диверсификация.

 

В целях активного содействия выполнению основных требований Стратегии национальной безопасности России до 2020 г. – формирования национальной инновационной системы и имиджа Российской Федерации как мировой державы с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой – участники Конференции предлагают Национальной ассоциации учреждений и учебных заведений искусств (НАИ) осуществить до июня 2010 г. следующую программу действий:

  1. Организовать более целенаправленное сотрудничество НАИ со средствами массовой информации. Ориентировочный срок исполнения: август 2009 г.
  2. Создать возможности для осуществления активного многостороннего информационного обмена между инноваторами. Ориентировочный срок исполнения: сентябрь 2009 г.
  3. Продолжить и активизировать партнерские отношения с профессиональными союзами работников культуры и образования. Ориентировочный срок исполнения: октябрь 2009 г.
  4. Провести четвертый Московский открытый конкурс проектов, исследований и технологий “Балакиревский проект-2009” под девизом: “Инновационное развитие художественного образования в интересах духовно-творческого преображения России”. Ориентировочный срок исполнения: декабрь 2009 г.
  5. Приступить к организации независимой экспертизы инновационной деятельности и инновационных продуктов как отдельных учреждений художественного образования, так и всей системы ХОР в целом. Ориентировочный срок исполнения: декабрь 2009 г.
  6. Организовать поиск и последующее деловое сотрудничество с творческими вузами, которые изъявляют готовность стать научно-методическими и исследовательскими центрами инновационного художественного образования. Ориентировочный срок исполнения: январь 2010 г.
  7. Провести сбор и анализ информации об учреждениях художественного образования, ведущих инновационную деятельность (инноваторах) с последующим привлечением их в состав действующих межрегиональных творческих мастерских художественно-инновационного образования. Ориентировочный срок исполнения: январь 2010 г.
  8. Обеспечить объединение в своем составе как учреждений художественного образования, уже ведущих деятельность инновационной направленности, так и тех образовательных учреждений, которые намереваются приступить к осуществлению подобной работы. Ориентировочный срок исполнения: февраль 2010 г.
  9. Провести подготовительную работу с целью выявления возможностей создания межрегиональных творческих мастерских художественно-инновационного образования с опорой на тех мастеров и те учреждения художественного образования, которые ведут успешную деятельность инновационной направленности. Ориентировочный срок исполнения: март 2010 г.
  10. На базе создаваемых межрегиональных творческих мастерских художественно-инновационного образования организовать постоянно действующие межрегиональные курсы обучения (в т.ч. – дистанционного) принципам, методикам, формам, приемам, теории и практике инновационной деятельности в художественном образовании для профессиональных работников системы ХОР. Ориентировочный срок исполнения: апрель 2010 г.
  11. Подготовить предложения для организации в 2010-11 гг. творческих встреч и форумов инноваторов ХОР. Ориентировочный срок исполнения: июнь 2010 г.
  12. Обеспечить формирование на сайте НАИ в Интернете информационных банков:



Ориентировочный срок исполнения: июнь 2010 г.; далее - постоянно, по мере поступления информации.

  1. Обновить методику работы, направленной на организацию взаимополезного и плодотворного сотрудничества НАИ с органами государственной власти. Ориентировочный срок исполнения: июнь 2009 г.
  2. Решить вопросы материальной поддержки деятельности НАИ. Ориентировочный срок исполнения: июнь 2010 г.
  3. Приступить к подготовке выпуска в 2010-11 гг. методических материалов (на бумажном и электронных носителях) по проблематике инновационной деятель-ности в системе ХОР. Ориентировочный срок исполнения: 3-4 кварталы 2010 г.

 

~ Состоялся целый ряд поездок члена правления, заместителя исполнительного директора НАИ..Л.Н.Комаровой в Республику Татарстан и другие регионы Российской Федерации по приглашению руководителей региональных органов управления культурой.

 

~ 1-3 октября руководители правления НАИ Э.Р.Дарчинянц и Л.Н.Комарова выступали на форуме “Культурная реальность Владимирской области”, ознакомились с работой ДШИ г.Владимира, области, а также посетили ДШИ г. Гусь-Хрустального – лауреата 1-ой степени конкурса “Балакиревский проект”.

 

~ В июне-октябре новые предложения о сотрудничестве систематически направляются министрам культуры и образования РФ. Результаты прежние.

 

~ Организована рассылка писем и обращений НАИ в госорганы РФ, к инноваторам, ДШИ, членам НАИ, а также – через РПРК – во все региональные профсоюзные органы работников культуры.

 

~ 15-18 октября: член правления НАИ Л.Н.Комарова проводит курсы повышения квалификации для директоров ДШИ Ямало-Ненецкого АО, г. Салехард.

 

~ 5 ноября: член правления НАИ Гущенков П.М. участвует в парламентских слушаниях (ГД и СФ РФ) на тему “Развитие художественного образования в России”.

 

~ Сентябрь – декабрь: заключен договор и публикуются материалы инновационного характера, подготовленные НАИ, в газете “Играем с начала”.

 

~ 21-22 декабря проведен 2-ой тур Московского открытого конкурса проектов, исследований, технологий “Инновационное развитие художественного образования в интересах духовно-творческого преображения России” (Балакиревский проект – 2009). Инициатором и учредителем конкурса является Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений искусств.

 

2010 г. :

 

~ Январь – осуществляется рассылка благодарностей от оргкомитета и жюри Московского открытого конкурса проектов, исследований, технологий “Инновационное развитие художественного образования в интересах духовно-творческого преображения России” (Балакиревский проект – 2009) - руководителям тех учреждений и регионов, которые были представлены лауреатами и дипломантами Конкурса.

 

~ Январь-февраль: публикуются материалы инновационного характера, подготовлен-ные НАИ, в газете “Играем с начала”.

 

~ 22-23 февраля созвано внеочередное заседание правления НАИ, на котором состоялась весьма острая и плодотворная дискуссия по проблемам политики НАИ. Решение правления опубликовано на сайте НАИ.

 

~ 25 февраля произведены отсылка писем и соответствующих материалов мэру г. Казани и членам правления НАИ.