Главная

Конференция в ритме крещендо

 

XIII Общероссийская научно-практическая конференция руководителей учреждений искусств «Роль творческой среды в развитии одаренности каждого ребенка»  прошла 10-12 июня в столице Республики Карелия Петрозаводске. Организатором выступила Петрозаводская детская школа искусств им. М. А. Балакирева при поддержке Национальной Ассоциации учреждений искусств (г. Москва), Министерства культуры Республики Карелия, Управления Администрации Петрозаводского городского округа.

В конференции приняли участие более 80 руководителей и преподавателей учреждений дополнительного образования детей и молодежи из 10 регионов России. География участников обширна - Москва, Санкт-Петербург, Тольятти, Смоленск, Гусь-Хрустальный, Тверь, Казань, Екатеринбург, Ахтубинск и  Петрозаводск.

 

Погружение в творческую среду Карелии

Такого пленарного заседания я еще не видела! 10-минутные аплодисменты оратору, переходящие в бурные овации, радостные лица, улыбки, горящие глаза - общее настроение участников со всей России зашкаливало эмоциями и позитивом. Этот фурор произвела скромная, небольшого роста женщина, с милой улыбкой и мудрыми глазами. Руководитель. Экс-министр образования. Директор Дворца творчества детей и юношества Петрозаводска Г.А. Разбивная. Она живо, интеллигентно, с огоньком поделилась своим опытом руководителя, который зажигал сердца преподавателей, а они творили, образовывали и дарили радость детям и молодежи. Галина Анатольевна с чувством рассказывала: «Мы создали Дворец творчества и радости, и посыпались как из рога изобилия уникальные авторские программы, методики и даже стихи, сочиненные педагогами. А дети выросли талантливыми и успешными, как, например, Сергей Стангрит».

А до этого,  неожиданно и под фанфары, к  удивлению и радости собравшихся участников конференции в Зале дворянского собрания Национального музея,  торжественно и стремительно вошел Император Государства Российского. Петр Первый был громогласен и умен в речах, высок и статен в своем царском наряде, приветствуя директоров учреждений дополнительного образования из 10 регионов России. И это неслучайно, ведь город более 310 лет назад  был основан Петром 1. Как эстафету новаторства и творческого отношения к делу  торжественно передал бразды правления конференцией директору  Петрозаводской Детской школы искусств им. М.А. Балакирева Валентине Алексеевне Марковой. Представители Администрации города, Законодательного собрания Республики и Министерств культуры и образования со знанием проблем и достижений в области образования в искусстве поприветствовали гостей и участников конференции.

А еще ранее, свежим северным утром, директора балакиревских школ искусств, впервые приехавшие в Петрозаводск,  необычно и творчески познакомились с историей Карельского края.  Им нужно было, как «одаренным» ученикам, окунуться в «творческую среду» и пройтись по станциям в Губернаторском парке, где хаживал и сочинял стихи, одновременно  руководя Олонецкой губернией, Гаврила Романович Державин. Нужно было  догадаться и ответить на вопросы об уникальности Карелии и города. Гости узнали, что кантеле - это старинный карельский инструмент, воспетый в знаменитом карело-финском эпосе «Калевала», а Сампо – это не просто мельница, а символ народной мудрости и кладезь мировых знаний. Или что на всемирно известном острове Кижи были впервые рассказаны и сохранены русские былины о трех богатырях знаменитыми сказителями Рябиниными. Или что Петрозаводск - город - «отличник»: здесь 5 театров, 5 площадей и 5 музеев и много еще всего интересного и необычного. Особенно история и культура. Ответив правильно на все вопросы,  гости сами собрали  как цветной пазл  карту Республики Карелия, послушали знаменитую магическую песню о том, что «долго будет Карелия сниться, будет сниться с этих пор». И уже поверили,  что « не понять, то ли небо в озера упало, то ли озеро в небе плывет». Белые ночи  и Кижи участникам конференции повезло в эти дни увидеть своими глазами.




После такого креативного начала, но холодного путешествия в историю Севера, нужно было обязательно отведать магические круглые калитки с картошкой, ватрушки с брусникой и  ароматный горячий чай из онежской воды. Карелия ведь  славится гостеприимством и дружелюбием! Директора, по их мнению, наслаждались, удивлялись, погружались с радостью в «карельскую творческую среду».

 «В вашем городе царит особый дух: неспешные, улыбающиеся северные люди, мало машин, свежий воздух, много зелени в парках. С предвкушением ждем поездки на остров Кижи»,- делились впечатлениями многочисленные гости.

«Карелия… Чудесная страна озер, белых ночей и замечательных интересных  людей. Именно сюда съехались делегаты 13 Общероссийской конференции… Встречи на берегу Онега пропитаны духом новизны, позитива, таланта. Польза от конференции несомненна». Грязнова Лана Юрьевна,  ДШИ им. М.А.Балакирева, Гусь-Хрустальный.

«Гостеприимная земля Карелии. Великолепная организация проведения данного мероприятия дала возможность сочетать знакомство с интереснейшей культурой, традициями и поучаствовать в мастер-классах. Все очень интересно и полезно!» Веренева Наталья Леонидовна, ДШИ «Гармония», г. Тольятти.

«Замечательной находкой организаторов стали игра по станциям, цикл мастер-классов и экскурсий, посвященных национальной культуре карельского народа». Колеватых Светлана Ивановна, ДШИ им. М.А. Балакирева, г. Тольятти.

 

Гении не падают  с неба

«Гении не падают с неба,  они должны иметь возможность образоваться и развиться»- сказал однажды А. Бебель. А одаренные дети? Каждый ли ребенок талантлив? Или его можно отыскать и развить только одного из тысячи? «КАЖДЫЙ  ребенок одарен! В какой-либо области! И педагог должен помочь ему раскрыться. Нам важно обсудить суть: что такое одаренный ребенок, какая должна быть творческая среда вокруг него. И в этой связи необходимо понять, какие психические процессы будут развиваться в ребенке, как оценивать без оценок? Технический процесс хорошо, новые методы, формы, подходы, программы мы услышали, но это не все. Мы по жизни уже опаздываем! А ребенок должен научиться сам себя оценивать! »- уверенно заявляет  Владимир Петрович Анисимов, и.о.директора Национальной Ассоциации учреждений искусств (г. Москва).  «Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий» - писал Ф. Бэкон. На конференции руководители и преподаватели дополнительного образования увлеченно делились опытом и заинтересованно обсуждали актуальные проблемы и вопросы в области образования в культуре. Например, педагоги и директора школ  ДШИ сами создают творческую среду? Или она уже руководит ими и направляет  в нужном направлении? Современные дети (помним, что каждый ребенок одарен по-своему!)  требуют новых подходов, инноваций в образовании и педагогического поиска или достаточно работать по старинке? А возможно в старых и апробированных методиках  и зарыто «алмазное зерно» педагогики?

Как реагировать на существующую конкуренцию: идей, методик, школ? Что сейчас, в 21 веке, остро необходимо: сохранять свою уникальную культуру, традиции, российскую методику преподавания классического музыкального и художественного образования или объединяясь, делясь опытом, общаясь, нужно творить и создавать новое во всех сферах искусства? Что более востребовано  в условиях глобализации и технического прогресса? Как в 21 веке преодолеть время, пространство, границы  и финансовые сложности?  Нужно  ли объединяться и взаимодействовать с городским пространством, населением, общественными организациями, бизнесом, властью, международными партнерами? Что такое конвергенция искусства,  и каковы тенденции? Синтез искусств, самосовершенствование педагога и развитие личности ученика, профориентация как способ самореализации таланта в будущем. Какова роль директора школы искусств? И как он должен руководить творческой средой? Эти и другие актуальнейшие вопросы поднимались в течение двух дней конференции на пленарном заседании, во время работы секций, на тренингах и круглых столах. Убедительные доклады, примеры проектов и успешный опыт педагогов-новаторов доказывают, что обязательно нужно.    В.В. Стасов говорил: «Какой главный признак настоящего таланта? Это постоянное развитие, постоянное самосовершенствование».

«Доклады, выступления, презентации участников из разных городов России это обмен опытом по реализации творческих проектов, создания творческой среды для развития ребенка, а вместе с ним преподавателя и родителей. Поскольку обучение-воспитание-развитие - это процесс разнонаправленный  и способствует развитию всех участников. Выявление одаренных детей - не столько поиски одного талантливого ребенка из 1000, сколько выявление одаренности и потенциала в каждом ребенке. Вывод конференции: осмысление своей работы и творческих возможностей своей школы, своей местности как ресурса развития творческой среды».Торопова Татьяна Олеговна, ДШИ №11, г. Санкт-Петербург.




«Впечатлений много… Инновации, креативность, научность докладов позволяют понять глобальность развития художественного образования в стране. Но главное, что общение с коллегами, решение текущих задач дополнительного образования позволяют  видеть школу искусств только в развитии!» Панкова Татьяна Юрьевна,директор ДШИ «Форте»,  г. Тольятти.

«Актуальность конференции продиктована непростой ситуацией, сложившейся с системой художественного образования в России. Общественность реально обеспокоена сохранением достояния российской культуры- детскими школами искусств. Благодаря инициативе Балакиревских школ ежегодно проходят в разных городах России педагогические конференции, способствующие развитию системы художественного образования, передачи лучшего опыта и выработке резолюции, которая рассылается в Министерства и законодателям для учета мнения педагогического сообщества при выработке политики в области культуры». Комарова Людмила Николаевна, директор ДШИ им. М.А.Балакирева, г. Москва.

Талант – это развитие природных склонностей

На мой взгляд, на конференции поднимался еще один важный вопрос. Как жить современным детям в окружающем мире, в природе и среди людей, где и как черпать вдохновение, быть в гармонии с собой и своим талантом? Удивительно красивую по форме и глубокую по содержанию презентацию-доклад «Экология души: региональный компонент в художественном образовании как метод развития творческого интереса учащихся» представила Гончарова О.В., зам директора по УВР, Районная ДШИ №21 ,г. Ахтубинск. «Природа-главный художник нашей планеты. Надо открывать детям глаза на прекрасное вокруг нас»- декларировали   участники конференции. 

Поможет ли развитая одаренность быть успешным в будущей жизни? И куда одаренность девается иногда после окончания школы? «Талант – это развитие природных склонностей»- говорил О. Бальзак. Задача педагога, родителей и всех создателей творческой среды увидеть эти природные склонности и гармонично развивать  их, помочь найти применение во взрослой жизни. Воспитать настоящего человека. Например, в Екатеринбурге уже разрабатывается программа «Талантливые дети - талантливый город». В Карелии с успехом проходит международный проект «Музыка. Обучение с увлечением. Российско-Финляндский проект». В Тольятти реализуется интереснейший и эффективный проект «ART_SOSTОЯНИЕ. Общественное движение как форма организации творческой среды школы и городских сообществ”.  «Пока не будет энергии и энергичных людей, не будет ничего! Другие подзаряжаются и понеслось! Надо воспитывать и беречь кадры, дать достойную зарплату, финансирование школ искусств» - считает   Гущенков П.М. из Балакиревской ДШИ, г. Москва. Он же вместо теоретического доклада показал практический результат обучения - видеофильм о подводном мире на музыкальную импровизацию, созданную одной из его одаренных учениц. Синтез искусств - видео, изобразительное искусство, музыка и талант налицо.  Юная балакиревка из Петрозаводской ДШИ,  журналистка  пресс-центра «Время и мы»,    Екатерина Баранова во время конференции тоже демонстрировала свои способности:  брала интервью,  записывала идеи,   делала  ТВ новости.  Юные фольклористы школы искусств в нарядных народных костюмах пели, плясали, демонстрировали художественные навыки и гордились культурой и традициями своего карельского края. Педагоги  провели мастер-классы по артжурналистике, игре на кантеле, карельским танцам, сувенирам из бересты, плетению узоров, рисованию орнаментов. Хочется согласиться с В.А.Сухомлинским«Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности. Творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности».

«На конференции обсуждался актуальный вопрос особенностей создания творческой среды для одаренных детей. Не оскудеет  Россия талантами, и наша задача не дать «утонуть», как выражался Л.Н.Толстой, юным Пушкиным и Ломоносовым. Ведущие специалисты со всей России обменялись опытом и идеями по развитию одаренности наших детей». Колесникова Мария Витальевна, ДШИ им. М.А. Балакирева, г. Москва.

«Общероссийская научно-практическая конференция в Петрозаводске собрала лучших руководителей и преподавателей учреждений культуры и искусства в России. Тема конференции волнует каждого участника, важна в современном образовательном процессе. Творчески, ярко, интересно, талантливо прошли дни конференции, с замечательными докладами выступали потрясающие, уникальные руководители, преподаватели, музыканты, художники. Мастер-классы, экскурсии, обсуждения волнующих вопросов заинтересовали и взволновали всех».Канделинская Елена Гариевна, преподаватель, концертмейстер ДШИ №2, г.Смоленск

«В рамках Года культуры на конференции обсуждались вопросы дополнительного образования в области культуры и искусства.  Были подняты проблемы обучения и творческой среды, профессиональной профориентации и взаимодействия. Приятно, что многие доклады были представлены преподавателями нашего города Петрозаводска. Особый интерес вызвала презентация  Курбатовой Ольги Михайловны  «На пути к профессии» о реализации проекта по творческому содружеству Республиканской школы искусств и Карельской государственной филармонии для профессионального просвещения школьников. Успехов всем!» Шибанов Андрей Владимирович, ДМШ №1 им. Г.Синисало, г. Петрозаводск.




Чувство перспективы

 «Два качества необходимы художнику: чувство нравственности и чувство перспективы» - считал .Д. Дидро. В третий день  участники продолжали общаться и обсуждать темы конференции, перспективы сотрудничества и развития школ искусств во время поездки на комете по озеру Онего на всемирно известный  остров Кижи. Музей - заповедник «Кижи» встретил солнечной и теплой погодой, покорил красотой Преображенской церкви и других объектов деревянного зодчества. Интерактивная выставка в День России позволила увидеть всю многогранность и уникальность культуры и традиций Карелии, творческую среду, в  которой рождаются, развиваются, творят  и показывают свое мастерство одаренные дети, а впоследствии взрослые и педагоги.

Эта поездка стала заключительным аккордом «конференции-крещендо», как ее профессионально назвали участники  XIII Общероссийской научно-практической конференции руководителей учреждений искусств Российской Федерации.  Кроме того, все тезисы докладов будут опубликованы, интерактивная площадка балакиревских школ искусств уже начала работать, газета выходить, страница в Интернет пространстве открыта, резолюция будет разослана в органы исполнительной и законодательной власти. страны.  Но Г.В.Плеханов правильно сказал: «Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития». Надеемся, что мнения и предложения руководителей школ искусств со всей России будут услышаны и поддержаны практическими действиями и решениями. Следующая XIV Общероссийская научно-практическая конференция руководителей учреждений искусств состоится летом 2015 года в Вологде.

«На три дня Петрозаводск  стал столицей «творческой среды».     Подобно волшебному калейдоскопу ораторами освещались разные грани актуальнейшей проблемы. В необычайно сжатом темпоритме проходили выступления  и дискуссии, в которых каждый смог найти свое «алмазное зерно», а их было великое множество! Конференция послужила толчком к осмыслению проблем и достижений, к возникновению новых идей. Богатейшее географическое представительство участников убедительно показало всем: «В единстве-наша сила!» Касаткина Елена Юрьевна, директор Санкт-Петербургской ДШИ №11.

            

 «Среда» стала кульминацией очередного форума НАИ. Конференция в Петрозаводске - это диалог регионов о проблемах и достижениях современного художественного образования. Что такое одаренность? Что мы понимаем под творческой средой? Какова роль школы в определении национальной культурной политики? На эти и многие другие вопросы, как это ни парадоксально, нет ответов. Нет универсальных ответов, которые могли бы использоваться как единственно возможный путь к успеху. Именно проблемный диалог специалистов из разных регионов страны позволяет выработать  единый подход к формам и методам развития художественного образования, а также добиться понимания, что такое творческая среда». Нуждина Ольга Владимировна, директор ДШИ им. М.А. Балакирева, г. Тольятти.

 

 «Конференция оказалась живым форумом для активных, ищущих пути развития профессионалов. Широкое представительство  регионов позволило  отобразить общую картину системы художественного образования в России. Увидеть интересные творческие инициативы в разных уголках страны, обозначить единые проблемы и наметить пути их решения через  Национальную ассоциацию  учреждений искусств (НАИ) как представительного органа всех детских школ искусств в стране. Профессиональное сообщество обозначает НАИ как творческую среду для единомышленников  и как организацию, которая способна стать площадкой исследований общих принципов развития детских школ искусств и выработки предложений по укреплению системы  художественного образования и ее развития».  Маркова Валентина Алексеевна, директор Петрозаводской ДШИ им. М.А. Балакирева

 

Елена Рыбалова, член Союза журналистов России, г. Петрозаводск, Карелия.

июнь 2014 г.