Главная

ПРИЛОЖЕНИЕ

к письму НАИ № 631 от 13.06.2012 г.

 

5.06.2012 г.                                                                                                                                     г. Москва

 

Заключительный документ Гражданского Конгресса

«За качественное, современное и свободное творческое образование в России»

 

Конгресс отмечает, что социально-культурная ситуация и в России, и в мире существенным образом осложнилась.

Углубление диспропорции между ростом достижений технократической цивилизации в области наращивания материальной технологической мощи и прогрессирующим кризисом духовности и культуры является одной из самых страшных угроз самому существованию человечества.

Конгресс выражает озабоченность тем, что официально провозглашенная государственная политика в области образования, основанная на принципах гуманистического характера образования и приоритета общечеловеческих ценностей, не получает должного развития из-за отсутствия научно-обоснованного согласованного представления о том, что такое общечеловеческие ценности и какие из них являются приоритетными с точки зрения современного мирового сообщества.

   В этой связи особенно актуальным представляется утверждение, высказанное в Обращении к будущему Президенту России участников расширенного заседания Патриаршего совета по культуре 22 февраля 2012 года: «Кризис культуры — это один из самых опасных кризисов для любого общества: он размывает ценностный базис жизни нации, дезориентирует молодежь, лишает народ будущего. Нарастает социальная апатия, неверие в положительные перемены…  Движение к лучшему будущему немыслимо без консенсуса вокруг базовых ценностей…». 

   Перед лицом самого грозного вызова цивилизации Конгресс считает долгом чести деятелей культуры выступить с инициативой организации процесса планомерного изучения и формирования общечеловеческой системы ценностей как необходимого условия гуманистического характера развития цивилизации. 

Участники Конгресса убеждены в том, что если культура не станет приоритетной общечеловеческой ценностью, то у современного мирового сообщества не будет будущего

В настоящий момент продолжается размежевание массовой культуры и высокого искусства, нарастают противоречия между тенденциями культурной унификации и сохранения национальной идентичности, предельно усилилась роль средств массовой информации, прежде всего электронных, в формировании знаний и представлений по всем направлениям, в том числе – в культуре и искусстве, в обществе углубляется социально-культурная дифференциация. Развитие новых информационных технологий активно внедряется в жизнь и деятельность человека. Обновляются процессы познания и освоения человеком социокультурного пространства, механизмы социализации – изменяется сам человек. Компьютерная виртуальная реальность (КВР), в частности, способствует формированию нового образа жизни, расширению сферы профессиональной деятельности, изменению бытовых форм культуры, процесса личностного развития и типов межличностных коммуникаций. При этом КВР выступает в самых разных ипостасях, в т.ч. – и как художественно-эстетическое пространство, и как перспективная образовательная технология. Традиционный вербальный  способ постижения мира вытесняется визуальным и аудиовизуальным познанием. Меняется не только тип внимания и характер восприятия, обусловленные спецификой подачи визуального материала, но и принципы мировосприятия и мышления. Возникает конфронтация между двумя типами коммуникационной культуры.

Между тем, в последние два десятка лет, благодаря мощным процессам обновления культуры и искусства, идет столь же бурный процесс образования новых специальностей, профессий и должностей в этих сферах. Однако подготовка этих новых специалистов в вузах культуры и искусств началась с громадным опозданием и буксует до сего дня.




Многие школы искусств, в качестве особых учреждений дополнительного образования детей, обладающих  замечательным  профессионально-творческим потенциалом и наиболее – изо всех прочих учреждений системы художественного образования - приближенных к интересам и отвечающих культурно-познавательным потребностям современных детей и молодежи, - первыми отважно приступили к освоению новых, самых современных профессиональных областей. Невзирая на колоссальные кадровые, правовые, методические, технико-технологические и финансовые трудности, вызванные отсутствием поддержки со стороны Министерства культуры (МК) РФ и неготовностью, в те времена, учреждений профессионального образования в сфере искусства и культуры к развитию только начинавшего формироваться художественно-технического комплекса, они уверенно прошли самые сложные этапы самостоятельного привлечения профессиональных специалистов, комплексного учебно-тематического планирования,  программирования, учебно-методического и технического обеспечения. В настоящее время профессиональная самоорганизация обучения в этих областях достигла уровня, безусловно признаваемого и высоко оцениваемого как ведущими вузами страны, так и авторитетными независимыми экспертами российского и международного масштабов.

            Наряду с этими процессами в те же годы активно развивались и педагогическая, и психологическая наука и практика. Опираясь на положения, ранее выработанные музыкантами и художниками Б.Яворским, В.Кандинским, Б.Асафьевым, А.Луначарским, Б.Неменским, А.Шнитке и др., с учетом достижений возрастной психологии и трудов Л.Выгодского, Д.Эльконина, В.Давыдова, И.Якиманской в области развивающего обучения, выросли арт-педагогика, арт-терапия, педагогическая антропология, завоевывают новые позиции интегрированное образование, личностно-ориентированные технологии и проектный метод обучения, теория и методика музыкального содержания и др.  Все это постепенно стало приходить в школы искусств; все это творчески осваивается, перерабатывается и развивается множеством профессионально работающих творческих педагогов: педагогов-исследователей, педагогов-новаторов.

В ряде регионов, в условиях сначала небольших, а затем – и крупных городов, благодаря самоотверженной творческой работе педагогических коллективов и их инициативных руководителей, заметно расширился фактический социально-культурный статус детской школы искусств. Последняя приобретает и успешно совмещает многие функции учреждений культуры: филармонических и народных коллективов, видео-, теле-, звукозаписывающей студии, музея, агентства по организации и проведению фестивалей, конкурсов, концертов, спектаклей, праздничных мероприятий и т.д. Часто школа искусств становится местным – городским или районным - ресурсным центром духовной культуры и художественного образования. Таким образом, детские школы искусств России уже 20 лет целенаправленно работают в той самой замечательной системе приоритетов и ведущих тенденций развития художественной культуры и искусства, которая 19 мая 2011 г., была определена и четко сформулирована одобренной решением Совета глав Содружества Независимых Государств Концепцией развития образования в сфере культуры и искусства государств-участников СНГ.

Все это свидетельствует о том, что детская школа искусств, в условиях благожелательной поддержки, вполне способна выступить в роли ресурсного центра культуры, полихудожественного творчества и образования, питомника современного нового национального фольклора, инкубатора и творческой мастерской грядущей новой российской культуры и духовности.

            Однако разработанные и опубликованные Министерством культуры РФ федеральные государственные требования к дополнительным общеобразовательным предпрофессиональным программам (далее – ФГТ), реализуемым детскими школами искусств (далее – ДШИ), не учитывают того важнейшего обстоятельства, что решение узковедомственной задачи подготовки будущих кадров для учреждений культуры, искусства и художественного образования не может подменить собой  выполнения основной, государственной и народообразующей миссии ДШИ: фундаментального участия в воспитании творческой элиты нации.

В Министерстве культуры РФ нет понимания новой социально-культурной реальности. Показательно, что Минкультуры РФ до сего дня не представило ни концепции, ни программы модернизации ДШИ.

Форсирование тотального введения ФГТ со стороны Минкультуры РФ при наличии фактов непонимания главной миссии ДШИ, серьезных и многочисленных недоработок в самих ФГТ и практической неготовности к подобному образу введения ФГТ со стороны большинства, детских школ искусств, действующих на территории России, чревато профанацией заявленной федеральными чиновниками идеи повышения профессионального уровня деятельности ДШИ.

Озабоченный всеми этими обстоятельствами, Гражданский Конгресс «За качественное, современное и свободное творческое образование в России», обсудив первые шаги и перспективы политики Министерства культуры РФ в области нового реформирования отечественной системы художественного образования, излагает следующие позиции.

1.      Гражданский Конгресс считает необходимым обратиться к мировому сообществу (как к каждому современнику в отдельности, так и к субъектам международного права на уровне глав государств, межгосударственных союзов и общественных организаций) с инициативой принять участие в организации процесса планомерного изучения и формирования общечеловеческой системы ценностей как необходимого условия гуманистического характера развития цивилизации.

2.     Предложить мировому сообществу признать необходимость обеспечения приоритета культуры как высшей ценности для устойчивого развития цивилизации.

3.                Поддержать Обращение  Патриаршего Совета по культуре  к будущему Президенту России от 22 февраля 2012 года, обратив особое внимание на необходимость четкого определения нравственных основ культурной деятельности при разработке проекта и принятии нового Закона РФ «О культуре», с соблюдением принципа достижения общественного согласия по данному вопросу. 

 

4.                  Гражданский Конгресс считает полезным отображение в ФЗ РФ «Об образовании» ряда главных функций, выполняемых детскими школами искусств:

·         выявления одаренных детей в раннем детском возрасте,

·         создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания,

·         приобретения ими знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности

·         осуществления их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области искусств.

5.      Гражданский Конгресс отмечает, что, к сожалению, подготовленные Министерством культуры Российской Федерации федеральные государственные требования к предпрофессиональным программам (далее – ФГТ) имеют ряд существенных недостатков (см. приложение 1).

6.      В целях вывода системы предпрофессионального и профессионального образования в области искусства и культуры на новый уровень Гражданский Конгресс предлагает Министерству культуры РФ:

6.1  Включить в ФГТ основополагающее положение о том, что Школа искусств, вооруженная современными достижениями науки и инновационными технологиями, культивирует и обеспечивает эффективное воспитание духовно-нравственной, эмоционально-волевой сферы и системного художественно-творческого мышления детей и молодежи и, выполняя эту миссию, тем самым,  закладывает прочный фундамент в дело формирования новой творческой элиты возрождающейся России.




В соответствии с Концепцией развития образования в сфере культуры и искусства государств-участников СНГ принятой  Советом глав правительств Содружества Независимых Государств от 19.05.2011г. (далее – «Концепция» СНГ) данная миссия школы искусств представляет собой миссию общегосударственного значения и масштаба и великую национальную цель, несущую духовно-нравственное и культурно-цивилизационное преображение России.

6.2  На основе «Концепции» СНГ разработать российскую концепцию и программу гуманизации, модернизации и диверсификации предпрофессионального, профессионального и постпрофессионального творческого образования, опираясь на принцип, выработанный «Концепцией» СНГ: образование в сфере культуры и искусства рассматривается в качестве инструмента интеллектуального и творческого развития нации, повышающего её конкурентноспособность. Конгресс также рекомендует МК РФ взять на вооружение опыт ведущих ДШИ, работающих в инновационных направлениях.

6.3  Оставить в силе положение о том, что ДШИ реализуют дополнительные общеобразовательные программы двух уровней: предпрофессионального и общего художественного образования.

6.4  Не допускать перегибов со стороны региональных и муниципальных органов власти в виде установления для ДШИ жесткого процента профессионально-ориентированных детей в общем учебном контингенте.

6.5  Предусмотреть в ФГТ к предпрофессиональным программам интересы и права детей с ограниченными возможностями, и, в частности, обеспечить их право на обучение по индивидуальным программам.

6.6  Наполнить содержанием термин «предпрофессиональные программы в области искусства» и дать его подробное разъяснение.

6.7  Принять необходимые меры для обеспечения профессионального психологического сопровождения деятельности ДШИ в области реализации предпрофессиональных программ.

6.8  Предусмотреть в ФГТ специальные начальные ступени обучения, где происходит раннее художественно-эстетическое развитие, творческое самоопределение основной массы обучающихся детей младшего школьного возраста (6-10 лет). Такие ступени необходимы в качестве учебно-педагогической базы, способствующей выполнению задачи выявления наиболее одаренных детей для дальнейшего их обучения по предпрофессиональным программам.

6.9  Обеспечить постоянную профессиональную, научную и творческую связь и взаимодействие ДШИ с творческими союзами, вузами, учреждениями культуры и искусства.

6.10          Организовать  подготовку  специалистов  нового  профиля в области арт-педагогики для  системы художественного образования.

6.11          Максимально расширить номенклатуру современных специальностей и профессиональных областей во всех вузах и ссузах искусства и культуры, с учетом потребностей развивающейся культуры, искусства и предпрофессионального художественного образования детей (см. приложение 2).

6.12          За счет привлечения возможностей других министерств и ведомств расширить круг учреждений постпрофессионального образования, на базе которых должны осуществляться повышение квалификации и переподготовка преподавателей и руководителей ДШИ по различной проблематике современного искусства, художественного и педагого-психологического образования, менеджмента и инноватики.

6.13          Предусмотреть в ФГТ:

а)  увеличение доли современного искусства в учебных программах;

б)  широкое внедрение педагогической методологии, опирающейся на интеграцию

     различных видов искусства;

в) обеспечение возрастной адаптации учебных программ с учётом психофизических и 

     возрастных особенностей детей, в том числе с обязательным включением игровых  

     форм освоения материала для детей;

г) расширение использования новых технологий в методике преподавания дисциплин

    искусства, включая применение аудиовизуальных педагогических технологий;

д) обеспечение национальной составляющей художественного образования, повышенное

    внимание к традиционной культуре и народному творчеству.

6.14          Обеспечить создание учебников и учебных пособий по художественной культуре и искусству, включающих применение информационных технологий.

6.15          Организовать научные исследования в области художественного образования, в том числе - определения понятия «одарённые дети», работы с ними, а также роли и механизмов воздействия художественного образования на развитие личностных качеств и творческих способностей детей, подростков и молодежи; обеспечить поддержку и пропаганду результатов исследований.

6.16          Организовать вузовские, региональные и всероссийские олимпиады в сфере предпрофессионального образования с целью повышения качества отбора наиболее талантливых кандидатов для приема на обучение в учреждения профессионального образования в области искусств.

6.17          Добиться того, чтобы местные и региональные органы власти были обязаны и обеспечивали – путем софинансирования – полноценную поддержку ДШИ.

6.18          При формировании целевых федеральных и региональных программ в области образования, искусства и культуры учитывать необходимость поддержки деятельности ДШИ.

6.19          Не допускать снижения объёмов муниципальных заказов для ДШИ, предусмотрев ежегодное увеличение финансирования на 10% и более.

6.20          Создать при Минкультуры РФ постоянно действующий общественно-государственный            оперативный рабочий орган - экспертно-консультативный совет по проблемам          предпрофессионального образования в области искусств и включить в его состав          представителей Национальной ассоциации учреждений и учебных заведений искусств,          профсоюза, церкви,  психологов, деятелей науки.

6.21          Организовать  и  провести  всероссийский  съезд представителей системы предпрофессионального образования: педагогического сообщества, научных работников и управленцев.

6.22 Доработать с учетом замечаний со стороны участников настоящего Гражданского конгресса и

        установить порядок введения в действие ФГТ к тем  предпрофессиональным  образовательным

        программам, которые Министерство культуры РФ представило  к декабрю  2011 г.  (см.  прило-

        жение 1).

6.23 Разработать новые качественные ФГТ к ряду других предпрофессиональных образовательных программ в области современных видов искусства и арт-технологий, перечень которых также требует согласования с общественно-государственным экспертно-консультативным советом (см. приложение 2).

6.24 Добиться обязательного включения в комиссии по аттестации преподавателей и концертмейстеров  ДШИ специалистов ведомства Минкультуры РФ.

6.25 Установить переходный период до 2-х лет для разработки и лицензирования  предпрофессиональных образовательных программ на основе ФГТ.

7.      Рекомендовать Министерству образования и науки РФ и Министерству культуры РФ согласовать между системой школ искусств (Минкультуры) и системой общеобразовательных школ (Минобрнауки) основополагающие подходы к художественно-эстетическому образованию детей.

8.      Гражданский Конгресс предлагает руководству и членам Национальной ассоциации учреждений и учебных заведений искусств, - общественного объединения, известного своей ответственной, конструктивной, многолетней правозащитной деятельностью, - предпринять необходимые действия с целью согласования с МК РФ и достижения максимальной реализации позиций, изложенных в настоящем Заключительном документе Гражданского Конгресса. 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к Заключительному документу Гражданского Конгресса

«За качественное, современное и свободное творческое

образование в России» (г. Москва, 3-5 июня 2012 г.)

 

 

Примерный перечень некоторых недостатков, присущих Федеральным государственным требованиям к дополнительным общеобразовательным предпрофессиональным программам в области искусства (ФГТ к ДОПП), а также проявляющихся в проводимой чиновниками Минкультуры РФ политике, которая связанна с созданием и введением в действие ФГТ

 

 

1.      В ФГТ не дифференцированы, не отслежены и потому недостаточно представлены общекультурные компетенции выпускника ДШИ.

2.      В разделе, посвященном итоговым результатам освоения предпрофессиональных программ, предписанных ФГТ, отсутствуют:

·          описание интегративных качеств ребенка, которые он приобретает в итоге освоения данной образовательной программы,

·         указание на необходимость обеспечения сформированных умений выполнения проектной деятельности,

·         указание на необходимость обеспечения сформированной способности к решению учебно-творческих задач,

·         указание на необходимость использования информационно-компьютерных технологий (ИКТ).




3.      В ФГТ к ДОПП даны непрофессиональные формулировки основных специальных компетенций выпускника ДШИ. Например, в ФГТ, относящихся к музыкальной области образования, из числа знаний, умений и навыков выпускника по неизвестной причине исключены либо даны в неконкретной, общелюбительской формулировке такие необходимые составляюшие современного предпрофессионального музыкального образования, как:

3.1  знание и определение тембров основных инструментов симфонического и народного оркестров;

3.2  знание, определение и воспроизведение ритмических последовательностей любой сложности продолжительностью от 2 до 4 тактов;

3.3  знание, определение и воспроизведение тональных, мелодических, интервальных, аккордовых последовательностей любой сложности продолжительностью от 8 до 16 тактов;

3.4  знание, определение и воспроизведение основных типов фактуры;

3.5  знание, определение и воспроизведение основных типов артикуляции;

3.6  знание и воспроизведение основных приемов и правил нотозаписи;

3.7  знание основ звукотехники;

3.8  знание основ творческого использования музыкально-компьютерных редакторов и синтезаторов;

3.9  знание истории развития искусств и художественной культуры, включая народное и внеевропейское искусство и культуру;

3.10          знание истории развития музыки;

3.11          умение художественного исполнения музыкальных произведений разной стилистики, склада, жанровой основы, уровня идейной, технической, композиционной, технологической, эмоциональной сложности, соответствующего приемным требованиям к репертуару при поступлении на отделение  специального инструмента музыкального колледжа, училища искусств;

3.12          умение произвести анализ композиционных, выразительных, технологических средств, стилевых, жанровых, фактурных, тембро-фонических, артикуляционных, исполнительских и иных особенностей музыкальных произведений, пройденных в  классе специального инструмента, ансамбля, оркестра, аккомпанемента и истории музыки (музыкальной литературы);

3.13          свободное оперирование существенными фактами из биографий, творческой и общественной деятельности выдающихся музыкантов – композиторов, исполнителей, импровизаторов;

3.14          свободное оперирование музыкальной терминологией;

3.15          знание основных музыкальных эпох, стилей, направлений и их видных представителей;

3.16          знание и умение выразить в музыке различные эмоции, настроения чувства, их сочетания и взаимные переходы;

3.17          знание основных категорий и понятий, содержащихся в отечественных учениях о музыкальных эмоциях, музыкальной семантике, и умение самостоятельно пользоваться ими в своей учебно-творческой работе;

3.18          умение мыслить музыкальными образами и создавать их в процессе музыкальной импровизации.

4.      В ФГТ полностью отсутствуют требования к психолого-педагогическим, условиям реализации предпрофессиональных программ. ФГТ и не предусматривают ни содержания, ни методов какой-либо психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей.

5.      В ФГТ откровенно недостаточны требования к кадровым и финансово-экономическим условиям реализации предпрофессиональных программ.

6.      В ФГТ чрезмерно избыточны и фантастичны требования к материально-техническим и информационно-методическим условиям реализации предпрофессиональных программ.

7.      Из ФГТ к предпрофессиональным программам в области музыкального искусства исключены положения и знания, разработанные отечественной теорией музыкального содержания.

8.      К сожалению, столь же очевидно, что ФГТ не предусматривают решение задач:

·         формирования устойчивого интереса к творческой деятельности;

·         приобретения опыта работы в разных техниках в различных видах искусства, в т.ч. базирующихся на информационно-компьютерных технологиях (ИКТ);

·         развития потребности в общении с произведениями искусства;

·         формирования образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениями жизни и искусства на основе восприятия, анализа и моделирования художественных образов;

·         формирования мотивационной направленности на продуктивную художественно-творческую деятельность;

·         овладения методами проектно-творческой деятельности и решения творческих задач;

·         формирования умений устанавливать взаимосвязь знаний, умений и навыков по разным учебным предметам для решения прикладных учебных и творческих задач;

·         формирования представлений о мире профессий, связанных с областью обучения и осваиваемыми технологиями;

·         установления  связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из изучаемых предметных областей;

·         приобретения опыта организации самостоятельных систематических занятий искусством;

·         развития у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;

·         формирования личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок;

·         овладения приемами творческого сотрудничества и социального взаимодействия в совместной проектной деятельности.

  1. Согласно ФГТ, содержательные разделы предпрофессиональных программ не предусма-тривают включение в них какой-либо программы воспитания и социализации учащихся и, в частности, программы духовно-нравственного развития и воспитания. Очевидно, чиновникам Минкультуры ничего не известно о разработанных арт-педагогикой и имеющих строго научное обоснование эффективных методах реализации и диагностики достижения результатов в этой важнейшей, востребованной обществом и государством, области воспитания.
  2. ФГТ лишь декларируют, но фактически никак не учитывают возрастных и индивидуальных особенностей одаренных детей, обучающихся по предпрофессиональным программам, и не сообразуются с принципами и подходами, предлагаемыми теорией развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, личностно-ориентированным методом И.С.Якиманской, технологиями вариативного образования, обучения через проектную деятельность и другим инновационным инструментарием педагогического мастерства.
  3. ФГТ не направлены на приобретение  детьми системы опорных знаний, умений и способов художественной деятельности, обеспечивающих в совокупности необходимую базу для последующего продолжения самостоятельного знакомства с искусством, художественного самообразования, художественного творчества и самовоспитания.
  4. ФГТ не направлены на развитие эмоционального мира ребенка, его системы мотивации, гражданской позиции и социальных ориентиров.
  5. ФГТ не учитывают потребности современной культуры и информационного общества в новых профессиях и областях художественной деятельности, вызванных к жизни процессами синтеза и интеграции, идущими в культуре и искусстве, а также мощным информационно-технологическим развитием.
  6. ФГТ не гарантируют, не требуют, но всего лишь декларируют возможности использования современных педагогических технологий по части требований к условиям реализации предпрофессиональных программ.
  7. ФГТ не гарантируют использования возможностей, заложенных в вариативной части учебных планов, составленных на основе ФГТ.
  8. ФГТ не предусматривают создания условий для выявления одаренных детей младшего школьного возраста в первые годы обучения в ДШИ.
  9. Задача духовно-нравственного воспитания детей только декларируется ФГТ, но ее достижение никак не обеспечивается и не диагностируется.
  10. ФГТ устанавливает минимальный перечень учебных аудиторий (и размеры их площади), специализированных кабинетов, их материально-технического обеспечения, а также комплектации школьных библиотеки, фонотеки, необходимых для реализации предпрофессиональных программ, однако эти условия для большинства муниципальных ДШИ, функционирующих во всех регионах, не выполнимы, а указания на роль МК РФ в этом отношении отсутствуют.
  11. Количество аудиторных часов, предлагаемое для реализации дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных программ (ДОПП), ничем не обосновано и сильно отличается от тех профессиональных традиций, на которые предпочитают ссылаться разработчики ФГТ. Например, в ФГТ к ДОПП для народных музыкальных инструментов со сроком обучения, равным 9 годам, дается на 66 аудиторных часов больше, чем для духовых и ударных инструментов; для струнных инструментов – на 107,5 аудиторных часов больше, нежели для духовых и ударных инструментов; для фортепиано – почти на 400 аудиторных часов меньше, чем для народных инструментов; но больше всего аудиторных часов предусмотрено для музыкального фольклора: на 460 аудиторных часов больше, чем у пианистов. И подобного рода несуразности просто переполняют ФГТ.

 

Приложение 2

к Заключительному документу Гражданского Конгресса

«За качественное, современное и свободное творческое

образование в России» (г. Москва, 3-5 июня 2012 г.)

 

 

 




Примерная номенклатура современных профессиональных областей и специальностей,

в которых нуждаются учреждения предпрофессионального (для подготовки недостающих ФГТ  к давно действующим образовательным программам) и профессионального

(для подготовки специалистов) образования в области искусств

1.      Сочинение на базе цифровых технологий

2.      Аранжировка на базе цифровых технологий

3.      Музыкально-компьютерная звукорежиссура

4.      Клавишные электронные инструменты

5.      Режиссура телевидения

6.      Режиссура кино

7.      Режиссура мультимедиа программ

8.      Видео-арт

9.      Медиа-арт

10.  Художественная фотография

11.  Дизайн:

·         графический дизайн

·         предметный дизайн

·         дизайн одежды

·         ландшафтный дизайн

·         дизайн интерьера

·         дизайн рекламы

·         дизайн среды

·         вэб-дизайн

·         и др.

 

 


Главная