Главная - НАИ


Приложение

 

Утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации

от                      №

 

 

Федеральные государственные требования
к дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области
циркового искусства

 

Искусство цирка

I. Общие положения

1.  1. Настоящие федеральные государственные требования (далее – ФГТ) устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области циркового искусства «Искусство цирка» (далее – программа «Искусство цирка») и являются обязательными при ее реализации детскими школами искусств (в том числе по различным видам искусств), образовательными учреждениями профессионального образования при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

1.2. ФГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:

выявление одаренных детей в области циркового искусства;

создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

приобретение детьми знаний, умений и навыков в области циркового искусства (акробатике, гимнастике, жонглировании и др.);

приобретение детьми опыта творческой деятельности;

овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области циркового искусства.

1.3. ФГТ разработаны с учетом:

обеспечения преемственности программы «Искусство цирка» и основных профессиональных образовательных программ среднего и высшего профессионального  образования в области циркового искусства;

сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

1.4. ФГТ ориентированы на:

воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные  и культурные ценности разных народов;

формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональную образовательную программу в области циркового искусства;

выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

1.5. Срок освоения программы «Искусство цирка» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

Срок освоения программы «Искусство цирка» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области циркового искусства, может быть увеличен на 1 год.

1.6. Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу «Искусство цирка» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ФГТ.

1.7. При приеме на обучение по программе «Искусство цирка» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие физических данных (роста, веса, пропорций тела), а также пластических (гибкости, растяжки) и музыкальных (слуха, ритма, памяти) способностей.

1.8. ФГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы «Искусство цирка», разработанной образовательным учреждением на основании настоящих ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.




II. Используемые сокращения

В настоящих ФГТ используются следующие сокращения:

программа «Искусство цирка» – дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области циркового искусства «Искусство цирка»;

ОП – образовательная программа;

ОУ – образовательное учреждение;

ФГТ – федеральные государственные требования.

 

III. Требования к минимуму содержания программы

«Искусство цирка»

3.1. Минимум содержания программы «Искусство цирка» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

3.2. Результатом освоения программы «Искусство цирка» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области циркового исполнительства:

-       знания о роли физической культуры в жизни человека и общества, основах здорового образа жизни;

-       знания основ цирковых жанров: акробатики, гимнастики, жонглирования;

-       знания основ техники безопасных методов работы (пассировки) в манеже (спортивном зале) и умения их соблюдать;

-       знания профессиональной терминологии;

-       умения создавать  художественный образ при исполнении циркового номера или участия в групповом цирковом номере;

-       умения использовать элементы классического, народного и современного танца в выбранном цирковом жанре при подготовке циркового номера;

-       умения воплощать  образную музыкальную характеристику через движение в хореографии и пантомиме;

-       умения использовать средства пластической выразительности для исполнения циркового номера или участия в групповом номере;

-       навыков владения основами актерского мастерства;

-       навыков владения средствами пластической выразительности;

-       навыков работы в цирковых коллективах, цирковых программах;

-       навыков общения со зрительской аудиторией в условиях циркового представления;

         в области теории и истории искусств:

-       знания основных эстетических и стилевых направлений в области циркового, музыкального, театрального и изобразительного искусств;

-       знания о роли и значении циркового искусства в системе культуры;

-       знания  об истории возникновения жанров циркового искусства;

-       знания о цирковых жанрах и их использовании в других видах искусств;

-       знания о роли хореографии и пантомимы в цирковом искусстве;

-       знания  цирковой терминологии.

3.3. Результатом освоения программы «Искусство цирка» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2. настоящих ФГТ предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области циркового исполнительства, в том числе:

акробатики:

-       навыков выполнения темповых упражнений;

-       навыков выполнения парных и групповых упражнений;

         гимнастики:

-       навыков выполнения технических и художественных элементов упражнений на снарядах и аппаратах;

-       навыков выполнения силовых и маховых комбинаций на кольцах;

-       навыков выполнения упражнений на трапеции, канате, батуте, турнике, в рамке;

жонглирования:

-       навыков сольной и групповой работы, перекидки (от 3-х до 6-х предметов);

-       навыков работы со шляпой, теннисной ракеткой, большим мячом, веревками с тяжестью на концах;

подготовки цирковых номеров:

- умения работать в цирковом коллективе;

- умения видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;

- умения понимать и исполнять указания преподавателя, творчески работать над цирковым номером на репетиции;

- навыков участия в репетиционной работе;

         театральных игр, основ мастерства актера:

-       знания в области актерского мастерства с учетом специфики циркового искусства;

-       умения создавать художественный образ при сольном исполнении или участии в групповом цирковом номере;

-       навыков владения средствами пластической выразительности;

         ритмики и танца, хореографии:

-       умения запоминать и воспроизводить танцевальный текст;

-              умения эмоционально выразительно выполнять ритмические упражнения;

-       навыков исполнения экзерсиса классического танца (с учетом специфики циркового искусства);

-       навыков исполнения элементов народных и историко-бытовых танцев;

в области теории и  истории искусств:

-       знания основных эстетических и стилевых направлений в области циркового искусства;

-       знания о тенденциях развития российского и мирового цирка.

3.4. Результаты освоения программы «Искусство цирка» по учебным предметам обязательной части должны отражать:

3.4.1. Акробатика

         сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков позволяющий  использовать основные элементы акробатики (прыжки, кульбиты, каскады, произвольные прыжки, темповые упражнения)  для  подготовки и создания сольного или группового номера;

знание жанрового разнообразия в акробатике: партерной, плечевой, вольтижной, прыжковой, силовой и др.;

знание профессиональной терминологии;

навыки техники безопасной работы (пассировки);

         навыки  репетиционно-концертной работы в качестве солиста или участника циркового номера в жанре акробатики.

         3.4.2. Гимнастика:

знание основ техники безопасности (пассировки);

знание основного гимнастического реквизита (кольца, турника, трапеции, каната, рамки, полотна и др.);

сформированный комплекс навыков и умений в области сольного или коллективного участия в цирковом номере (представлении) – элементы упражнений на снарядах и аппаратах;

навыки репетиционно-концертной работы в качестве солиста или участника циркового номера в жанре гимнастики.

3.4.3. Жонглирование:

сформированный комплекс знаний, умений и навыков в использовании технических приемов жонглирования различными предметами (булавами, кольцами, шарами, мячами, шляпами, тростью, ракетками, веревками с тяжестью на концах) для создания сольного или группового номера в жанре жонглирования;

знание основ техники безопасности в использовании жонглерского реквизита;

знание профессиональной терминологии;

навыки репетиционно-концертной работы в качестве солиста или участника циркового номера в жанре жонглирования.

3.4.4. Подготовка цирковых номеров:

умение осуществлять подготовку концертных номеров под руководством преподавателя;

навыки по применению полученных знаний и умений в практической работе на сцене при исполнении циркового номера.

3.4.5. Основы мастерства актера:

овладение основами актерского искусства с учетом специфики циркового искусства;

навыки исполнения трюка в цирковом номере, как средства воздействия на зрителя;

овладение элементами органического действия, развитие обостренного внимания, сосредоточенности, организованности, активности, наблюдательности и зрительной памяти, фантазии;

навыки взаимодействия с партнерами при участии в групповом номере;

навыки общения со зрительской аудиторией.

3.4.6. Хореография:

овладение основами классического, народного, историко-бытового и современного танца с учетом специфики циркового искусства.

3.4.7. Беседы об искусстве:

- первичные знания об особенностях использования выразительных средств в области циркового, театрального, музыкального и изобразительного искусства;

-       знание произведений в области циркового, театрального, музыкального и изобразительного искусства;

-       навыки эмоционально-образного восприятия произведений циркового, театрального, музыкального и изобразительного искусства.

3.4.8. История циркового искусства:

первичные знания о роли и значении различных видов искусств (циркового, изобразительного, театрального, музыкального) в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

знания основных исторических периодов развития отечественного и зарубежного циркового искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, музыкального), основные  направления развития цирковых  жанров;

знания особенностей национальных традиций цирковых жанров;

знания основных цирковых  терминов;

сформированный комплекс знаний о цирковом искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к цирковому искусству.

 




IV. Требования к структуре программы

«Искусство цирка»

4.1. Программа «Искусство цирка» определяет содержание и организацию образовательного процесса в ОУ и направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы  в области циркового искусства.

Программа «Искусство цирка», разработанная ОУ на основании настоящих ФГТ, должна содержать следующие разделы:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися ОП;

учебный план;

график образовательного процесса;

программы учебных предметов;

систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения ОП обучающимися;

программу творческой, методической и культурно-просветительской деятельности ОУ.

Разработанная ОУ программа «Искусство цирка» должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения программы «Искусство цирка» в соответствии с настоящими ФГТ.

4.2. Программа «Искусство цирка» может включать как один, так и несколько учебных планов в соответствии со сроками обучения, обозначенными в пункте 1.5. настоящих ФГТ. 

Учебный план программы «Искусство цирка» должен предусматривать следующие предметные области:

цирковое исполнительство;

теория и история искусств

и разделы:

консультации;

промежуточная аттестация;

итоговая аттестация.

Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.

При реализации программы «Искусство цирка» со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2989 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

ПО.01.Цирковое исполнительство: УП.01.Акробатика – 396 часов, УП.02.Гимнастика – 494 часа, УП.03.Жонглирование – 428 часов, УП.04.Театральные игры – 131 час, УП.05.Основы мастерства актера – 132 часа, УП.06.Ритмика и танец – 262 часа, УП.07.Хореография – 262 часа, УП.08.Подготовка цирковых номеров – 363 часа.

ПО.02.Теория и история искусств: УП.01. – Беседы об искусстве – 197 часов, УП.02.История циркового искусства – 66 часов.

При реализации программы «Искусство цирка» с дополнительным годом обучения к ОП со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 3433 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

ПО.01.Цирковое исполнительство: УП.01.Акробатика – 495 часов, УП.02.Гимнастика – 560 часов, УП.03.Жонглирование – 494 часа, УП.04.Театральные игры – 131 час, УП.05.Основы мастерства актера – 165 часов, УП.06.Ритмика и танец – 262 часа, УП.07.Хореография – 297 часов, УП.08.Подготовка цирковых номеров – 429 часов.

ПО.02.Теория и история искусств: УП.01. – Беседы об искусстве – 197 часов, УП.02.История циркового искусства –99 часов.

Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные предметы вариативной части определяются ОУ самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.

При формировании ОУ вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции  в области циркового искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников.

         При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.  

4.3. Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю. Аудиторная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях ОУ).

V. Требования к условиям реализации программы «Искусство цирка»

5.1. Требования к условиям реализации программы «Искусство цирка» представляют собой систему требований к учебно-методическим,  кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы «Искусство цирка» с целью достижения планируемых результатов освоения данной ОП.

5.2.  С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ОУ должно создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

выявления и развития одаренных детей в области циркового искусства;

организации творческой деятельности  обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов,  концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (цирков, филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области хореографического  искусства;

использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития циркового искусства и образования;

эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

построения содержания программы «Искусство цирка» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации;

эффективного управления ОУ.

5.3. Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы  33 недели. При реализации программы «Искусство цирка»  с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.

5.4. В учебном году  предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 8 лет устанавливаются дополнительные недельные каникулы.  Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

5.5. Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по учебным предметам «Акробатика», «Гимнастика», «Жонглирование», «Подготовка цирковых номеров» – от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).

5.6. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков имеют право на освоение программы «Искусство цирка» по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено.

5.7. Программа «Искусство цирка» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

5.8. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся   сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.

Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, просмотры видеоматериалов по цирковым жанрам, посещение ими учреждений культуры (цирков, филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях, в культурно-просветительской деятельности ОУ.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

5.9. Реализация программы «Искусство цирка» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в следующем объеме: 256 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 304 часа с дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

5.10. Оценка качества реализации программы «Искусство цирка» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы,  тестирование, технические зачеты, контрольные просмотры, концертные выступления. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде письменных работ, устных опросов, просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.




Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются ОУ самостоятельно на основании настоящих ФГТ. ОУ разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями настоящих ФГТ, соответствовать целям и задачам программы «Искусство цирка» и её учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускником знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области циркового искусства.

По окончании полугодий учебного года по каждому учебному предмету выставляются оценки. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.

5.11. Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ОУ на основании настоящих ФГТ.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

1) Исполнение циркового номера;

2) История циркового искусства.

Выпускной экзамен «Исполнение циркового номера» может проходить в виде исполнения сольного циркового номера, участия в групповом цирковом номере, или выполнения программных требований по выбранному жанру циркового искусства.

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.

Требования к выпускным экзаменам определяются ОУ самостоятельно. ОУ разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с настоящими ФГТ.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

Ÿ  знание профессиональной терминологии; 

Ÿ  знание  истории возникновения цирковых жанров,

Ÿ  знание основных периодов развития циркового искусства;

Ÿ  знание основ безопасной работы на манеже или в зале;

Ÿ  умение пользоваться различным реквизитом;

Ÿ  навыки репетиционной работы (разминка, разогрев, растяжка, подкачка);

Ÿ  навыки владения цирковыми жанрами для создания художественного образа  в цирковом (сольном или групповом) номере;

Ÿ  наличие кругозора в области циркового искусства и других видов искусств.

5.12. Реализация программы «Искусство цирка» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам. Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история искусств» должен быть обеспечен каждый обучающийся.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

5.13. Реализация программы «Искусство цирка» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.

Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели – реализация аудиторных занятий, 2-3 недели – проведение консультаций и экзаменов. В остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, художественно-творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП.

Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Педагогические работники ОУ должны осуществлять творческую и методическую работу.

ОУ должно создать условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими ОП в области циркового искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Искусство цирка», использования передовых педагогических технологий. 

5.14. Финансовые условия реализации программы «Искусство цирка» должны обеспечивать ОУ исполнение настоящих ФГТ.

         При реализации программы «Искусство цирка» необходимо планировать работу концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности: по учебным предметам «Хореография», «Ритмика и танец» и консультациям по этим учебным предметам 100 процентов аудиторного учебного времени.

5.15. Материально-технические условия реализации программы «Искусство цирка» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими ФГТ.

Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

Минимально необходимый для реализации программы «Искусство цирка» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

специально оборудованное помещение (спортивный зал или манеж) с необходимым оборудованием (кольцами, брусьями, трапециями, шведской стенкой и т.д.);

хореографический зал со станками, зеркалами, роялем/пианино;

концертный зал с концертным роялем/пианино, пультами и звукотехническим оборудованием;

костюмерную;

библиотеку;

помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);

учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;

учебную аудиторию (или зал) со специальным покрытием (ковром), ширмами, звуковой и видеоаппаратурой для занятий по дисциплине «Основы мастерства актера».

В случае реализации ОУ в вариативной части предмета «Специальный класс по жанрам» необходимо иметь специализированный реквизит (антиподные подушки, проволоку, веера и др.).

В ОУ создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного реквизита.