Когда волнуется желтеющая нива

Когда волнуется желтеющая нива


«В поздние годы Балакирев дважды обращался к романсовому творчеству. Написанный им в 1895—1896 гг. цикл, из десяти романсов, как и все позднее творчество, отличается сравнительно большей утонченностью стиля, тщательностью, законченностью отделки.

Здесь на всем печать изощренного художественного вкуса; средства музыкального выражения изысканы, продуманы до малейших деталей. В большей части романсов фортепианным партиям отведена значительная роль, в некоторых — ведущая. Они изящны по фактуре, сделаны с тонким знанием фортепиано, в них мастерски используются специфические оттенки этого инструмента.

Одна из характерных особенностей романсов этого цикла — яркий, колоритный, гармонический язык. Декламация текста всегда правильна: музыкальные цезуры и ударения точно соответствуют стихотворным интонациям, ясны и вразумительны и дают не только музыкальное истолкование текста в целом, но и его деталей.

Преобладающие настроения романсов этого цикла — нежная лирика, чаще пассивная, созерцательная. …

…В этом цикле получили отображение мистические настроения Балакирева позднего периода (мистический характер в романсе «Над озером», религиозный пафос в «Когда волнуется желтеющая нива» ) и его славянофильские симпатии (обращение к текстам А. Хомякова и И. Аксакова).»

(Отрывок из книги: Киселев, Г. М. А. Балакирев : краткий очерк жизни и деятельности/Г. Киселев. - М.; Л.: Искусство, 1938. - 119 с.)

После пьесы «В саду» и двух мазурок— возникших в середине 80-х годов,— следует опять большой перерыв, более чем десятилетний. Может показаться, что Балакирев навсегда оставил мысль о сочинении фортепьянной музыки. Однако с конца 90-х годов он возвращается к фортепьянному творчеству и уже не расстается с ним до самой смерти.

Посредствующим звеном, очевидно, послужило сочинение в 1895—1896 годах десятка новых романсов, в которых фортепьянный аккомпанемент играет порою очень значительную и тонко разработанную роль. … В романсах «Когда волнуется желтеющая нива», «Ноктюрн», «Я любила его», «Догорает румяный закат» фортепьяно (особенно в кульминациях и постлюдиях) начинает играть большую выразительно-изобразительную роль.2

2Кстати сказать, концовки двух первых романсов являются редкими примерами некоторого формирования религиозных образов у позднего Балакирева. Не следует преувеличивать здесь роль культовых элементов (так, скажем, концовка романса «Когда волнуется желтеющая нива», с ее торжественным перезвоном не так уже церковна). Но стоит сравнить ее с концовкой одноименного романса Римского-Корсакова, чтобы убедиться, что гимнически-религиозный замысел коды у Балакирева все же был.

(Отрывок из статьи: Ю. Кремлев. Фортепьянная музыка/ балакирев милий алексеевич : исследования и статьи / НИИ театра, музыки и кинематографа. - Л. : Государственное музыкальное издательство, 1961. - 444 с.: ил.)

Перемены, происшедшие во всем облике Балакирева, дали знать о себе и в серии из десяти романсов 1895—1896 годов. Трагические переживания окрасили мироощущение композитора в мрачные, скорбные тона. Усиление пессимистических настроений явилось к тому же следствием не только фактов личного, биографического порядка, но и отражением характерных настроений русской интеллигенции в условиях реакции 80—90-х годов.

…Круг явлений внешнего мира, привлекающих внимание композитора, стал заметно уже. Только образы природы широко представлены в этом собрании. Многие из романсов выражают чувства одиночества, разочарования, тоски по несбыточным светлым идеалам.

Иным стал в целом и характер высказывания. Большое место занимают в собрании углубленно созерцательная лирика, философское раздумье. …

При всем том романсы Балакирева 90-х годов свидетельствуют о возросшем мастерстве композитора. Среди составляющих серию пьес нет художественно неполноценных, слабых; многие из них отмечены глубиной мысли, проникновенностью чувства и тонкостью красок. …

…В творчестве Лермонтова композитор открывает теперь новые стороны. Его привлекли лирическая «дума» о природе (так определил Белинский стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива») и трагическая по содержанию миниатюра «Сосна» (начатая, впрочем, еще в 1861 г.). …

…романс — «Когда волнуется желтеющая нива» (на слова Лермонтова) — восторженный гимн природе, несколько напоминающий романс Чайковского «Благословляю вас, леса».

Внутреннее развитие определяется, … движением от созерцательной лирики к приподнятому, экстатическому состоянию. Но композиционные принципы здесь иные: форма представляет собой не динамизированную трехчастность, а варьированные строфы. В двух первых преобладает характер неторопливого высказывания. Ритм мерный, гармония в основном диатонична, голосоведение плавно. В третьей строфе появляется типичный для Балакирева изобразительный элемент («журчащая» фигурация, связанная с образом студеного ключа). Четвертая строфа, содержащая идейный итог пьесы, является выражением качественно нового эмоционального состояния. в самом начале («Тогда смиряется души моей тревога...») благодаря введению триольного ритма в аккомпанементе, а главное новой гармонизации (доминанта вместо первоначального тонического трезвучия) высказывание становится особенно страстным. Происходит динамическое нарастание. Кульминация подчеркивается модуляцией в тональность VI низкой ступени.

Последний фрагмент (особенно от слов «И в небесах я вижу бога»), а также следующая за ним большая инструментальная кодадосказывание, задуманная композитором как выражение религиозно-экстатического состояния, носят несколько аффектированный характер. Их внешне-помпезное звучание не ощущается как естественный вывод из всего предыдущего.

(Отрывок из статьи: А. Виханская. Романсы и песни/ балакирев милий алексеевич : исследования и статьи / НИИ театра, музыки и кинематографа. - Л. : Государственное музыкальное издательство, 1961. - 444 с.: ил.)

1895 год, 18 августа

Авторская дата в конце романса «Когда волнуется желтеющая нива». — ГПБ, ф. 41.

1896 год, 31 декабря

Вышли в свет: Романсы для одного голоса с сопровождением ф-п. М., П. Юргенсон: …«Когда волнуется желтеющая нива», слова М. Ю. Лермонтова ....

1901 год, 16 декабря

На вечере романсов РМО Оленина-д'Альгейм исполнила романсы Б. «Мне грустно», «Когда волнуется желтеющая нива»; аккомпанировал Е. В. Богословский.— РМО (П), стр. 105.

1902 год, 17 февраля

В 35 -м концерте Кружка любителей русской музыки Лосев исполнил романс Б. «Когда волнуется желтеющая нива»…— КЛРМ, стр. 20.

1902 год, 11 декабря

В своем 2-м и последнем концерте в зале Спб. Городского кредитного общества Оленина-д Альгейм исполнила романсы Б.: … «Когда волнуется желтеющая нива»; аккомпанировал Е. В. Богословский.— Афиши. ГПБ.

1906 год, 15 января

В 61-м концерте Кружка любителей русской музыки в Москве … Павлова — «Когда волнуется желтеющая

нива».— КЛРМ, стр. 40.

1906 год, Декабрь

Вышли в свет:

… Романсы для одного голоса с ф-п. … «Когда волнуется желтеющая нива»… М.— Лейпциг, П. Юргенсон.

1907 год, 7 января

44-й вечер для призреваемых московского городского дома трудолюбия и работного дома в Москве, посвященный произведениям Б. ... «Когда волнуется желтеющая нива» — исп. Е. Е. Егоров. Аккомпанирует В. А. Зиринг. … — Программа. ГПБ, ф. 41.

1910 год, 10 октября

97-е музыкальное утро Кружка любителей русской музыки памяти М. А. Балакирева, составленное из его произведений. Программа: … «Когда волнуется желтеющая нива», исп. Павлова;…— Программа. ГПБ. ф. 41.

(Материалы взяты из книги: балакирев милий алексеевич: летопись жизни и творчества / Ленинградский гос. ин-т театра, музыки и кинематографа. - Л.: Музыка, 1967. - 598 с.)

Романсы и песни.