Nachtstuck

Nachtstuck


С романсом «Над озером» в лирику Балакирева пришел новый тип вдумчивого высказывания (он намечался уже в романсе «Сон»). Мелодия плавна, сдержанна и вместе с тем отчетлива, чеканна, доходя местами до parlando.

Еще большей вдумчивостью и глубиной отмечен другой романс того же типа — седьмая пьеса собрания «Nachtstuck» на слова А. Хомякова. Как уже отмечалось, общеизвестной редакции предшествовал вариант, относящийся к 80-м годам. Ранняя редакция осталась, по-видимому, незавершенной. … Здесь царила светлая созерцательная лирика, предвосхищающая некоторые образы Глазунова (в частности, Andante из Пятой симфонии).

В окончательном варианте Балакирев изменил толкование стихотворения. Живописный элемент отошел на второй план, на первый же выступило философское размышление. Речь стала сдержаннее, суровее, чеканнее, хотя плавность и распевность сохранились, о фортепьянной партии богатые многозвучные пассажи были заменены скромным аккордовым сопровождением.

«Nachtstuck» — один из наиболее цельных романсов композитора, отличающийся напряженностью музыкального развития. Первая часть трехчастной формы — выражение спокойного лирического раздумья. Вокальная партия отличается интонационной свободой. В ней присутствуют широкие, выпуклые интервальные ходы. Примечательно и интонационное родство ее с другими вокальными мелодиями Балакирева, воплощающими образы светлой грусти (ср. начало романса с музыкой пальмы из миниатюры «Сосна»).

Следующая часть вносит в музыку более активное движение. Появляется восходящая секвенционная последовательность фраз. Фортепьянная фактура становится более насыщенной, гармония — более активной. Особенно полнозвучен аккомпанемент в момент кульминации (passionato «И песен восторг»), где в движение приходят целые аккордовые комплексы, а общий диапазон расширяется до четырех с половиной октав. Момент наивысшего подъема в средней части подчеркивается и эффектным гармоническим приемом — модуляцией из D в Es.

Последняя часть — динамизированная реприза. Теперь музыка передает просветленно-взволнованное, почти экстатическое состояние. Изменения мелодии невелики, но аккомпанемент, заимствованный из средней части, звучит словно перезвон колоколов. Возвышаясь над вокальной мелодией, фортепьянная партия образует своего рода звуковой «нимб», чем создается яркий красочный эффект.

В тексте романса отчетливо выражены религиозные мотивы. Но музыка лишена мистических черт. Она воспринимается как воплощение идеи о величии и красоте природы. Единственный музыкальный штрих, имеющий своей целью подчеркнуть мистический оттенок в тексте (энгармонический сдвиг D-Cis и напряженное звучание высокого регистра при словах «вышине надзвездной»), мало убеждает и воспринимается как простой изобразительный прием, да к тому же и не очень удачный.

При всем внимании Балакирева к речевому началу, значительную часть его вокальных партий составляют мелодии, обобщенно воплощающие образы стихов. В умелом сочетании мелодической и декламационной манеры, обобщенного воплощения текста с вычленением отдельных его выразительных деталей и заключается особое мастерство композитора. Мы отмечали это качество в романсах «Введи меня, о ночь», «Приди ко мне». Примеры вычленения в распевных мелодиях отдельных слов с помощью декламации можно встретить и в других произведениях («Песнь старика», «Nachtstuck», «Из-под таинственной холодной полумаски», «Взгляни, мой друг» и др.).

…романсы 90-х годов содержат много примеров активного мелодического развития, интонационного роста, достигаемого с помощью секвенций, мотивных разработок и т. п. Все эти новые приемы, содействовавшие протяженности мелодической линии, во многом способствовали созданию ряда крупных, поэмного плана романсов.

Однако одна черта осталась неизменной: в новых пьесах, как и в романсах 50-60-х годов, Балакирев вычленяет отдельные, наиболее значительные слова и выражения. И в этом подчеркивании ряда выразительных деталей наряду с вокальной мелодией существенную роль играет фортепьянная партия. Таковы, например в «Nachtstuk» гармонический ход от тоники D-dur к доминанте cis-moll, сопровождающий вокальный нисходящий ход — тритон «Над бездной», энгармонический сдвиг доминанта D-dur — I6l Cis-dur при слове «Надзвездной» или альтерация V ступени в романсе «Заря» при слове «высотах» и мн. др.

При всем внимании Балакирева к речевому началу, значительную часть его вокальных партий составляют мелодии, обобщенно воплощающие образы стихов. В умелом сочетании мелодической и декламационной манеры, обобщенного воплощения текста с вычленением отдельных его выразительных деталей и заключается особое мастерство композитора. Мы отмечали это качество в романсах «Введи меня, о ночь», «Приди ко мне». Примеры вычленения в распевных мелодиях отдельных слов с помощью декламации можно встретить и в других произведениях («Песнь старика», «Nachtstuck», «Из-под таинственной холодной полумаски», «Взгляни, мой друг» и др.).

Аккомпанемент в романсах композитора настолько далек от подсобной, подчиненной роли, а ансамблевый принцип связи обеих партий столь значителен для музыкального развития, что порою это приводит даже к переносу мелодической линии из вокальной сферы в инструментальную.

(Выдержки из статьи: А. Виханская. Романсы и песни/балакирев милий алексеевич : исследования и статьи / НИИ театра, музыки и кинематографа. - Л. : Государственное музыкальное издательство, 1961. - 444 с.: ил.)


Продолжение статьи

Романсы и песни.