Балакирев Милий Алексеевич |
||||
Биография | Сочинения | Статьи о Балакиреве | Балакиревский проект | Балакиревцы |
Введи меня,о ночь,тайком |
|
Одной из наиболее распространенных у Балакирева является интонация, с которой начинается вокальная мелодия «Приди ко мне». … Терцовый остов, модуляционная природа данной интонации (характерно ладовое «перекрашивание» тонического тона в терцовой тональности VI ступени и квинтовой субдоминанты) присущи еще одной попевке, также часто встречающейся в вокальных мелодиях Балакирева. Впервые она появилась в романсе «Взошел на небо месяц ясный». На ней построена едва ли не вся мелодия «Введи меня, о ночь, тайком», где она проходит и в мажорном и минорном вариантах. В минорном виде она включена и в вокальную партию «Грузинский песни». «И. Романовский. Хоровые произведения / Милий Алексеевич Балакирев : исследования и статьи / НИИ театра, музыки и кинематографа. - Л. : Государственное музыкальное издательство, 1961. - 444 с.: ил.» *** Композиторская деятельность Балакирева, если не считать юношеского периода, разворачивается, начиная с 1855 г., еще в Казани. После детских сочинений — фортепианных фантазий на русские народные песни и на темы оперы Глинки — он написал три романса, появившихся в печати лишь в 1890 г. под названием «Три забытых романса» («Ты пленительной неги полна», «Звено», «Испанская песня»). В конце 50-х годов он создает новую серию из 20 романсов, и это уже не только перепевы Глинки. Среди них встречаем такие выдающиеся по индивидуальным качествам песни, как «Введи меня, о, ночь», «Песня золотой рыбки» и др. (…) К лучшим достижениям романсного творчества первого периода должны быть отнесены также баллада „Рыцарь", „Еврейская мелодия" и „Колыбельная", отличающаяся большой оригинальностью в ряду песен на аналогичный сюжет. Первая из них — баллада — перекликается с рыцарской романтикой песен Глинки и Даргомыжского; вторая—дань байроновским настроениям молодости (перевод текста Байрона в этой песне сделан Лермонтовым). Характерно здесь для Балакирева большое драматическое напряжение, вообще говоря, свойственное его лирике в целом в очень небольшой мере. Такого рода страстные драматические ситуации сюжета увлекают композитора, главным образом, в молодости. К выдающимся образцам драматизированной песни нужно отнести «Введи меня, о, ночь» на слова Майкова — романс, посвященный Мусоргскому. По мастерскому сочетанию напевности и декламационных приемов, по своему органически развивающемуся пульсирующему движению, по страстности чувства песня «Введи меня, о, ночь» принадлежит к выдающимся образцам русского наследия. «Музалевский, В. М. А. Балакирев : критико-биографический очерк / В. Музалевский. – Л. : Лениздат, 1938.» *** Многое из того, что вызвала в музыке Балакирева поэзия Кольцова, было привнесено композитором в вокальные пьесы и с текстами других поэтов. Так, романс «Введи меня, о ночь, тайком» на слова Майкова (1859) во многом сходен с «Приди комне». Здесь те же страстность, порывистость, нега и трепетность. Романсы родственны и по интонационному складу и по характеру мелодического развития. Сходны не только отдельные попевки, кадансы, но даже тип мелодической линии со специфически балакиревским волнообразным движением… А. Виханская. Романсы и песни / Милий Алексеевич Балакирев : исследования и статьи / НИИ театра, музыки и кинематографа. - Л. : Государственное музыкальное издательство, 1961. - 444 с.: ил. *** 1859 год, 19 января 31 декабря 1861 год СПб. 5 сентября 1863—1865? 1869, 25 апреля 1870, 30 апреля 1875, 15 февраля 9 марта 1877 СПб. 17 февраля 1885 1886, 29 октября 1888, 27 ноября 1898 СПб. 21 января 1900, 7 марта 14/26 апреля 1902 СПб. 5 апреля 11 декабря 1907, 7 января «Милий Алексеевич Балакирев : летопись жизни и творчества / Ленинградский гос. ин-т театра, музыки и кинематографа. - Л. : Музыка, 1967. - 598 с.»
| Романсы и песни. |