Балакирев Милий Алексеевич |
||||
Биография | Сочинения | Статьи о Балакиреве | Балакиревский проект | Балакиревцы |
Николай Андреевич Римский-Корсаков(6 [18] марта 1844, Тихвин — 8 [21] июня 1908, усадьба Любенск, Санкт-Петербургская губерния) ![]() 6 марта 1844 года в старинном наследном доме в Тихвине родился младший сын Андрея Петровича Римского-Корсакова – Ника. Отцу Николая тогда шел уже седьмой десяток. Он был одно время гражданским губернатором Волыни, где отличался мягкостью правления и свободомыслием. Известно, что А.П. не побоялся встретиться с осужденными декабристами М. Муравьевым-Апостолом и А. Бестужевым и дружески ссудить их деньгами. Отец сравнительно мало внимания уделял мальчику. Энергичная и деятельная мать – Софья Васильевна учила сына грамоте, арифметике. Она немного играла на рояле и неплохо пела, преимущественно народные несни. От нее сын впервые услышал о Глинке, она же первая познакомила его с музыкой великого композитора, в доме любили музыку и часто музицировали. Ни сам мальчик, ни его родные не думали, что он станет музыкантом. Ника рос обыкновенным мальчиком — пытливым, подвижным. Он любил игры, которые сам придумывал, любил лазать по крышам и деревьям, бегать в саду за домом, бродить по полям или в лесу, не всегда слушался старших, иногда шалил; мечтал о путешествиях и плаваниях по далеким морям, зачитывался книгой «Гибель фрегата «Ингерманланд»», которую затвердил почти наизусть. Морская служба была традицией в семье: при Петре Великом Кронштадтской эскадрой командовал вице-адмирал Воин Яковлевич Римский-Корсаков. Дядя композитора, вице-адмирал Николай Петрович Римский Корсаков, получил золотую саблю за проявленную храбрость. Моряками стали и сыновья Воина Андреевича — Федор и Петр.
Кадет Корсаков учился хорошо. В течение шести лет обучения в корпусе он неизменно числился среди первого десятка. Свободное от занятий время он все более и более заполнял музыкой: учился играть на рояле, посещал концерты и оперные спектакли. Разучивание фортепианных пьес ему не особенно нравилось: они казались «такими сухими и скучными». Другое дело — чтение с листа. Он проигрывал клавиры целых опер. В 1859 году начались занятия Римского-Корсакова с Ф. А. Канилле, первым «настоящим музыкантом» среди всех его учителей. Талантливый педагог быстро завоевал доверие ученика, и тот показал ему свои музыкальные сочинения: небольшие пьесы, которые, кроме матери, никому раньше не показывал. Пьесы понравились Канилле. Обрадованный юный композитор со стремительной быстротой сочинял новые и новые. Будущий композитор организовал в училище хоровой кружок. Пели хор ополченцев из интродукции к «Ивану Сусанину» и заключительное «Славься», которое юноша сам переложил для исполнения мужским хором. Семья, узнав об увлечении отпрыска, запретила ему серьезно заниматься музыкой, а педагога он мог посещать лишь изредка и только как друга. Дружеские беседы, однако, снова перешли в занятия, правда нерегулярные. Возобновилось и сочинение музыки. Именно в борьбе за музыкальное образование Римский-Корсаков и определил окончательно свое призвание – «сочинитель». Знакомство Балакирева с Римским-Корсаковым произошло, когда первому исполнилось 25 лет; он был в расцвете творческих сил и пользовался известностью среди передовых музыкантов. М. И. Глинка, познакомившийся с Балакиревым в последний год своей жизни, указал на него как на своего продолжателя. Римский-Корсаков так вспоминал: «Молодой, с чудесными подвижными, огненными глазами, с красивой бородой, говорящий решительно, авторитетно и прямо, каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано... запоминающий мгновенно играемые ему сочинения». Н. А. Римский-Корсаков в кружке «Могучая кучка» был самый молодой. Идея, вдохновившая балакиревцев, — была борьба за самобытную русскую музыку, развивающуюся на основе народной песни, за передовое искусство, обращенное к демократической публике. Здесь юный Корсаков впервые узнал, как надо заниматься самообразованием, изучать историю, услыхал о писателях, о которых в училище понятия не имел.
В 1865 году Римского-Корсакова с частью первого флотского экипажа перевели в Петербург в береговую службу. Он с головой окунается в музыкальную жизнь и очень много пишет, особенно его привлекают образы моря. На вечерах у Даргомыжского молодой композитор познакомился с сестрами Пургольд. Обе девушки отличались незаурядной музыкальностью. Старшая из них, Александра Николаевна, вскоре стала исполнительницей вокальных произведений балакиревцев, а в ряде случаев и вдохновительницей их творчества. Младшая – Надежда Николаевна, в июне 1872 года стала женой Николая Андреевича. 1871 год, время окончания «Псковитянки», отмечен особенной дружбой Римского-Корсакова с Мусоргским. Друзья даже жили в одной комнате. Оба они служили. Мусоргский уходил ежедневно к 12 часам утра, Римский-Корсаков — два раза в неделю к 9: «С утра часов до 12 роялем пользовался обыкновенно Мусоргский, а я или переписывал или оркестровал что-либо вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в министерство, а я пользовался роялем... и дело устраивалось как нельзя лучше». В августе 1871 года, директор консерватории Азанчевский пригласил Римского-Корсакова занять должность профессора практического сочинения и инструментовки. Это свидетельствовало о признании молодого композитора и его творчества. Музыкальная общественность встретила это назначение с удовлетворением. Однако вскоре, композитор понял, как велики его пробелы в теории музыки, и начал посещать уроки других профессоров как ученик, чем вызвал насмешку, а иногда и откровенную агрессию со стороны преподавательского состава. Даже близкие друзья не вполне его понимали.
Весной 1873 года Римский-Корсаков охотно согласился инспектировать морские музыкантские оркестры. На квартире его появились различные духовые инструменты. Он учился играть на них, разучивал упражнения, отрывки пьес. В 1873 году Балакирев оставил БМШ и временно отошел от общественной деятельности. Депутация от учащихся школы обратилась к Римскому-Корсакову с просьбой заменить Балакирева. Отказать им Римский-Корсаков не мог: БМШ оказалась перед угрозой закрытия, и он стал дирижировать также концертами школы, согласился вести ее сложные административные дела. В 70-х годах сестра Глинки Людмила Ивановна Шестакова решила издать все партитуры гениального брата. Н.А. вместе с Балакиревым и Лядовым редактирует и попутно изучает творения великого композитора. В то же время он собирает и обрабатывает народные песни. Углубляясь в изучение народного творчества, композитор познакомился с трудами и собраниями народной поэзии Сахарова, Шеина, Афанасьева. 80-е годы — пора тяжелых утрат для композитора. В 1881 году, еще до постановки «Снегурочки», умер Мусоргский. Смерть его была тяжелым ударом для Римского-Корсакова. Многие произведения Мусоргского остались в разрозненных набросках. Римский-Корсаков взялся привести в порядок его наследие и закончить его сочинения. Необходимость доработки «Хованщины» и симфонической картины «Ночь на Лысой горе» не вызывала сомнений. Другое дело — переоркестровка уже законченной автором оперы «Борис Годунов». Эту работу многие — даже Стасов и Кюи — находили излишней. Несмотря на всю сложность и ответственность, Римский-Корсаков решил создать свою редакцию оперы. Работа над «Борисом Годуновым» творчески обогатила самого Римского-Корсакова, и в то же время его редакция способствовала возобновлению оперы на сцене. Через несколько лет, в 1887 году, смерть унесла Бородина. Римский-Корсаков любил его большой талант, широту взглядов, ясность ума, образованность, но больше всего — задушевность. Бородин умер в расцвете творческих сил, внезапно, не успев ни завершить, ни привести в порядок самое значительное свое произведение — оперу «Князь Игорь». Даже далеко не все сочиненное им было записано: часто Бородин ограничивался тем, что играл свои произведения в дружеском кругу, откладывая запись «на потом». Теперь Римский-Корсаков торопливо набрасывал на бумагу все, что запомнил, не щадя сил и времени, чтобы завершить сочинение своего друга. Так он понимал свой долг и выполнял его со свойственным ему чувством глубокой ответственности.
Начало 90-х годов было переломным в творчестве Римского-Корсакова. Им овладели глубокая неудовлетворенность собой, сомнение в своих силах, в правильности собственного творческого пути, даже пути своих друзей. В один из таких моментов он разорвал записную книжку с эскизами, потому что «все, что там было записано, не стоит и гроша». Подавленность, которую испытывал композитор, углублялась усилением реакции, сковывавшей творческую мысль. Известную роль сыграло и переутомление, вызванное двадцатипятилетней напряженной работой. В этот же период тяжело заболела жена, старшие дети переболели скарлатиной, а сын Андрей и дифтеритом. За короткое время семью Римского-Корсакова три раза посетила смерть: умерла мать композитора, умер младший сын — годовалый Славчик, а вскоре и маленькая дочь Маша. Наконец, заболел и сам композитор... Но здоровой натуре Римского-Корсакова уныние не было свойственно. Критические размышления привели его к творческим поискам, к жажде деятельности. Да и не мог он выключиться из музыкальной жизни: слишком живо чувствовал свою ответственность за пути развития русской музыки. После смерти Чайковского в 1893 году, главой русской музыки стал Римский-Корсаков. Интересно, что возвращение композитора к творчеству совпало с изменениями в общественной жизни страны, с новым подъемом революционного движения. При постановке некоторых опер Римскому-Корсакову приходилось сталкиваться с самодурством царской семьи. Уже разрешенная цензурой опера «Ночь перед Рождеством» едва не подверглась запрещению после генеральной репетиции. Великим князьям, присутствовавшим на репетиции, не понравилось появление на сцене Екатерины II, и они потребовали замены ее князем Потемкиным. В постановке «Садко» на императорской сцене Римскому-Корсакову было совсем отказано. Николай II вычеркнул оперу неугодного композитора из списка произведений, намеченных к постановке, и театральный комитет в угоду царю забраковал «Садко». Государственные, «казенные» театры мало ставили новых произведений, в особенности прогрессивных по содержанию. Так создавалась почва для возникновения частных театров, порою оказывавшихся более гибкими и прогрессивными в формировании репертуара. Частные театры сыграли значительную роль в развитии русской театральной культуры. Летом 1897 года критик Кругликов, давний друг Римского-Корсакова, живший в Москве, предложил ему отдать «Садко» в один из частных театров — Мамонтовскую оперу. Императорские театры своим равнодушием, незаинтересованностью отталкивали многих замечательных актеров, и в частной опере в 90-х годах оказался яркий состав исполнителей-солистов. В театр к Мамонтову безвестным артистом пришел Федор Шаляпин. Здесь он создал прославившие его роли Грозного, Мельника, Досифея, Шакловитого, Сальери, Бориса, здесь родилась его всемирная слава. В значительной степени благодаря настояниям и советам Римского-Корсакова театр стал пропагандистом творчества композиторов Могучей кучки. В начале 900-х годов Римский-Корсаков — прославленный композитор. Его приглашают дирижировать своими произведениями в Брюсселе, его оперы «Майская ночь», «Снегурочка», «Царская невеста» ставятся в Германии и Чехословакии. Его юбилей — тридцатипятилетие творческой деятельности — широко отмечался музыкальной общественностью и вызвал ряд чествований. Благодаря частным театрам, охотно включавшим его оперы в свой репертуар, они стали известны во многих городах России. В Петербурге любители музыки составили петицию с просьбой поставить оперу «Садко» в столичном театре. Подписи под ней заполнили 33 страницы. Очевидно, на дирекцию театра подействовал не только блестящий успех, по и полный кассовый сбор опер Римского-Корсакова. Отказ от них оказался невыгодным. Далее игнорировать композитора театральная дирекция не могла.
Начались аресты. В тюрьму посадили более ста учащихся консерватории. Стало ясно, что протесты и переговоры с дирекцией консерваторий бесполезны, и Римский-Корсаков обратился к общественному мнению страны. В открытом письме, напечатанном в газете «Русские ведомости», за что был немедленно уволен из консерватории. Такая реакция дирекции консерватории вызвала взрыв возмущения. Вслед за увольнением Римского-Корсакова из солидарности к нему ушли Глазунов, Лядов, Ф. Блуменфельд, Соколов, Есипова, Вержбилович и другие видные профессора. Произведения Н.А. запретили исполнять и в концертах и на сцене. Однако с подъемом революции этот запрет отпал, и приказ об увольнении Римского-Корсакова потерял силу. Под давлением событий консерватория получила автономию, она перестала зависеть от РМО. Прежнего директора — трусливого чиновника Бернгарда - сменил А. К. Глазунов, остававшийся на этом посту двадцать три года, вплоть до 1928 года. Вернулись к занятиям освобожденные из тюрьмы студенты-забастовщики.
В ноябре 1907 года его избрали членом-корреспондентом Парижской академии изящных искусств. Весной 1908 года, когда композитор был уже тяжело болен, в Париже с блестящим успехом прошла премьера «Снегурочки» и исполнялся «Борис Годунов» в корсаковской редакции под управлением Ф. Блуменфельда с Шаляпиным в заглавной роли. Из Парижа приходили радостные, приветственные телеграммы. Это был триумф великого композитора, триумф русского музыкального искусства.
Со смертью Римского-Корсакова закончилась целая эпоха в новой русской музыке. Он похоронен в Александро-Невской лавре, рядом с Глинкой, Балакиревым, Бородиным, Мусоргским, Чайковским и другими композиторами. В статье использованы фрагменты из очерка о жизни и творчестве Римского-Корсакова - И. Образцовой. |
||
Вернуться |