Балакирев был демократичен во взглядах на жизнь и на светский этикет, так что порой, его поведение граничило с эпатажем. Он много посещает салонов ( Вильегорских, Львовых , Кологривова, Экштеда и др.) Посетителями салонов, кроме профессиональных музыкантов, поэтов и артистов, были аристократы. Однако обязательным знакомствам, Балакирев предпочитал круг единомышленников. В эти годы композитор уже отличался прямолинейностью в суждениях (до резкости), что немало помешает его положению в будущем. Не последнюю роль в жизни композитора сыграет В.Ф. Одоевский , который встречаясь с Балакиревым не так часто, однако повлияет на формирование его духовных идей. Одним из объединяющих моментов в жизни двух русских просветителей, была любовь к музыке Глинки. Оба деятеля с иронией относились к любви их современников к итальянской музыке, и оба ратовали за создание национальной русской музыкальной школы (в самом широком смысле этой фразы).

Материальное положение Балакирева и в этот период и до конца жизни (за исключением совсем небольшого периода жизни), будет довольно плачевным. По свидетельству современников, композитор не имел теплой верхней одежды, порядочного «платья», во многом себе отказывал, был скромен в еде, тщательно записывал свои расходы, но на качественные нотные издания не скупился и во многом помогал друзьям.

В 1856 г., после нескольких очень удачных концертов, данными Балакиревым для петербургской публики, он окончательно принимает решение связать свою жизнь с музыкой, в связи с чем, и не стал как-либо «обеспечивать» свою будущую жизнь (т.е. отказался поступать на службу даже фиктивную). В это же время не без влияния Улыбышева, начали складываться непростые отношения Балакирева и А.Г.Рубинштейна. С идеями, которые высказывал Рубинштейн, Балакирев будет бороться всю свою жизнь. Антон Григорьевич негативно отзывался о глинковской «Жизни за царя» (опера «Иван Сусанин»), которую боготворил Балакирев. Несмотря на это Балакирев высоко ценил мастерство Рубинштейна-пианист а. В отличие от А.Г. с Н.Г. Рубинштейном , Балакирев дружил.

В доме Глинки, с которым Балакирева связали теплые, дружеские и профессиональные отношения, молодой музыкант знакомится с А.С. Даргомыжским, что положило начало плодотворному «союзу» двух гениев. У Даргомыжского Балакирев знакомится с А.Н. Серовым, В.В. и Д.В. Стасовым

18 марта 1862 года он вместе с Гавриилом Ломакиным основал «Бесплатную музыкальную школу», состоявшую под императорским покровительством. Эта школа на первых порах своего существования развернула оживлённую деятельность. В концертах, устраиваемых этой школой, вокальными и хоровыми пьесами дирижировал Ломакин, а оркестровыми — Милий Балакирев. В 1868 году учредители БМШ разошлись во взглядах на преподавание, и главное на судьбу отечественной музыки. 28 января 1868 года Ломакин фактически передает управление школой Балакиреву, и он как один из её учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора заведовал школой до осени 1874 года. В период работы БМШ вокруг Балакирева формируется «Могучая кучка», состоявшая из композиторов-любителей, которым Милий Алексеевич шлифовал мастерство пианистическое и направлял композиторскую мысль. Именно среди этих композиторов-единомышленников Балакирев и реализует принципы Новой русской школы, которые долго (практически с детского возраста) у него вызревали. В результате, сообщество «Могучая кучка», стала символом русской национальной культуры, и по сей день музыка Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина не сходят с концертных площадок мира, а без их гениального учителя – Балакирева, не было бы и русской национальной музыки.

В 1866 году Балакирев был приглашен в Прагу, ставить оперы Михаила Глинки «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила», которые были даны под управлением Балакирева и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели огромный успех, в особенности «Руслан и Людмила». С осени 1867 года до весны 1869 Милий Балакирев дирижировал симфоническими концерт ами Императорского русского музыкального общества (в 1867 году вместе с Берлиозом), в которых, по преимуществу, исполнялись сочинения Берлиоза и Листа и оркестровые сочинения русских композиторов: Римского-Корсакова , Бородина , Мусоргского и других. В этот небольшой период жизни, композитору повсеместно сопутствовал успех, он был в центре общественной деятельность, «жизнь била ключом». В Чехии его прозвали «любезным русским капельником», «Петроградским умельцем» и в память пребывания в Праге, вручили лавровый венок, портрет Глинки, и дирижерскую палочку.

В 70-е годы, в сфере музыкального образования и исполнительства разыгрывается конфликт, который затрагивает не только интересы музыкантов и преподавателей музыки, но и царскую фамилию. Царская семья, ещё со времен Екатерины II покровительствовала всему музыкально-театральному делу в России. После создания РМО (Русского Музыкального Общества), которое курировала Великая княгиня Елена Павловна, под крыло дома Романовых перешли и симфонические концерты. Суть конфликта заключалась в том, что Александр II ставил во главу всего патриотизм и национальные ценности, что упорно пропагандировал Балакирев, а Елена Павловна («муза Евтерпа», как её называли) немка по происхождению, напротив, благоволила «космополитам» из РМО и Петербургской консерватории, которые признавали приоритет западной педагогической школы, а вместе с тем считали западную музыку более совершенной.

В середине 70-х годов, Милий Балакирев, из-за расстроенного здоровья, вынужден был на время отказаться и от общественной деятельности, и от руководства БМШ. Это тяжелый период личностного кризиса. В 70-е годы произошел разрыв дружеских отношений со многими общественными деятелями и композиторами, недопонимание он нашел и в рядах своих детищ БМШ и «Могучей кучке». Все вокруг начало рушится в роковой 1869 год: скончался Даргомыжский, Балакирев не был избран директором РМО, после триумфального дирижирования им 9-ой симфонией Бетховена, Великая княгиня Елена Павловна, сместила его с должности дирижера РМО из-за несходства взглядов на национальное искусство. Дела БМШ в материальном отношении требовали только расходов, которые ни как не окупались. Балакирев потерял жизненный стержень, а с ним и средства к существованию. Вскоре умирает отец Балакирева и на Милия ложится все бремя содержания сестер бесприданниц. Балакирева посещали мысли покинуть этот бренный мир или удалиться от него в монастырской келье. В это страшное время он сближается с П.И. Чайковским , Тертием Ивановичем Филлиповым , священником И.Т. Верховским. Даже в период своего кризиса, Балакирев умудряется направить мысль Петра Ильича. Милий Алексеевич дает ценные рекомендации Чайковскому в отношении 1-й симфонии и увертюры «Ромео и Джульета».

В статье использованы материалы из работ Т. Зайцевой и архив писем М.А. Балакирева.
Вернуться Продолжение