Биография М.А. Балакирева

В 70-е годы, в сфере музыкального образования и исполнительства разыгрывается конфликт, который затрагивает не только интересы музыкантов и преподавателей музыки, но и царскую фамилию. Царская семья, ещё со времен Екатерины II покровительствовала всему музыкально-театральному делу в России. После создания РМО (Русского Музыкального Общества), которое курировала Великая княгиня Елена Павловна, под крыло дома Романовых перешли и симфонические концерты. Суть конфликта заключалась в том, что Александр II ставил во главу всего патриотизм и национальные ценности, что упорно пропагандировал Балакирев, а Елена Павловна («муза Евтерпа», как её называли) немка по происхождению, напротив, благоволила «космополитам» из РМО и Петербургской консерватории, которые признавали приоритет западной педагогической школы, а вместе с тем считали западную музыку более совершенной.

В середине 70-х годов, Милий Балакирев, из-за расстроенного здоровья, вынужден был на время отказаться и от общественной деятельности, и от руководства БМШ. Это тяжелый период личностного кризиса. В 70-е годы произошел разрыв дружеских отношений со многими общественными деятелями и композиторами, недопонимание он нашел и в рядах своих детищ БМШ и «Могучей кучке». Все вокруг начало рушится в роковой 1869 год: скончался Даргомыжский, Балакирев не был избран директором РМО, после триумфального дирижирования им 9-ой симфонией Бетховена, Великая княгиня Елена Павловна, сместила его с должности дирижера РМО из-за несходства взглядов на национальное искусство. Дела БМШ в материальном отношении требовали только расходов, которые ни как не окупались. Балакирев потерял жизненный стержень, а с ним и средства к существованию. Вскоре умирает отец Балакирева и на Милия ложится все бремя содержания сестер бесприданниц. Балакирева посещали мысли покинуть этот бренный мир или удалиться от него в монастырской келье. В это страшное время он сближается с П.И. Чайковским , Тертием Ивановичем Филлиповым , священником И.Т. Верховским. Даже в период своего кризиса, Балакирев умудряется направить мысль Петра Ильича. Милий Алексеевич дает ценные рекомендации Чайковскому в отношении 1-й симфонии и увертюры «Ромео и Джульета».

Вернуться Продолжение